Дело Алексея Кутало. Анализ юриста
Что же произошло в Ростове 6 июня 2012 года? Обратимся снова к интернет-дневнику Татьяны (где изложена наиболее полная на сегодня версия произошедшего). «6 июня 2012 г., примерно с 13:30 до 18:00, к нам в квартиру, в г. Ростов-на-Дону прибыли сотрудники отдела по расследованию особо важных дел следственного управления СК из Владимирской области. Один из них представил свое удостоверение на имя следователя по особо важным делам - Пестова Александра Павловича… У них на руках был лишь один документ: постановление суда на обыск от 4-го июня. В документе Алексей Кутало, мой муж, проходил как подозреваемый, а я - как свидетель. А подозревают Алексея в том, что он как будто продолжает участвовать в запрещенной и признанной экстремистской организации "Русский Общенациональный Союз", а именно пополнение сайтов этой организации…
Алексея пару дней назад сорвали с командировки. Вызвал к себе главный начальник на работе. Когда Алексей явился к своему начальнику в назначенное время (утро 6 июня), видимо, там его уже ожидали товарищи из Владимира...
Надо здесь обязательно отметить, что всё это я пишу со слов родственников, бывших при обыске и аресте Алексея. Сама я была в то время на своей работе, с которой экстренно пришлось отпроситься ближе к вечеру. По телефону мне сообщили, что тоже собираются меня увезти во Владимир. Мысль быть с мужем в трудную минуту была очень сильна, но зная коварство "сотрудников" из Владимира, решила посоветоваться с одним знакомым адвокатом. Он отсоветовал бежать сломя голову на арест. Предложил написать заявку в ГУВД. Это я сделала».
В общем, сотрудники правоохранительных органов обезвредили «опасного экстремиста». Но в чем же заключалась преступная деятельность Алексея? В пополнении сайта? Но сайт запрещенной организации не обновлялся с момента запрета в прошлом году, в этом может убедиться каждый, использовав функцию поиска в интернете.
Впрочем, в самом тексте постановления о возбуждении уголовного дела от 4 июня 2012 года говорится совсем о других действиях Алексея. В частности, Алексея обвиняют в том, что он в 2008 году переехал жить во Владимир «для систематической перевозки и распространения экстремистской литературы». Тот факт, что именно в это время Алексей закончил институт и устроился работать инженером по специальности на один из заводов Владимира (чего ему не удалось сделать в Ростове), по мнению следователей, видимо, являлся исключительно маскировкой… Прямо как в старых советских фильмах. Помните, «Судьба резидента» и т.п.
Итак, в чем же выразилась «экстремистская деятельность» «резидента РОНСА» Алексея Кутало. Оставим за скобками общие формулировки и перейдем к конкретным фактам. Цитируем дословно: «Осенью 2008 года на автобусной остановке у кинотеатра «Руськино» в г. Владимире Кутало А.Е с целью ознакомления и последующего распространения передал Татарникову Д.А. экстремистскую литературу - печатное издание «Знамя русской победы. Борьба продолжается…», выпуски Русской патриотической газеты «Рубеж»… оптический диск с фильмом «Русское поле»… журнал «Московские ворота»…». Такой вот солидный набор «улик». Вот только, насколько известно, газета «Рубеж» как и «журнал» (на самом деле, тоже газета) «Московские ворота» экстремистскими изданиями пока не признаны (соответствующей информации на сайте Минюста нет). А фильм «Русское поле» и брошюра «Знамя русской победы» были запрещены к распространению в 2010 году, а осенью 2008 года открыто распространялись, в том числе через книжные магазины!
Получается, вина Алексея в том, что он передал знакомому несколько газет, брошюру и фильм, причем, ничто из перечисленного на тот момент не являлось «запрещенными экстремистскими материалами»!
Все следующие эпизоды «преступной деятельности» сводятся к тому же: в период 2008-2009 года Алексей раздал еще нескольким людям упомянутую брошюру, альманах «Третий Рим» и еще пару изданий. Все они на тот момент были совершенно легальными и НЕ ЗАПРЕЩЕННЫМИ к распространению! Более того, в постановлении нет ни одного эпизода деятельности Алексея после 2009 года.
И это стало основанием для возбуждения уголовного дела и ареста человека? Более того, его жена Татьяна в этом постановлении проходит уже не как свидетель, а как соучастник, помогавшая Алексею раздавать жителям Владимирской области легальные газеты и брошюры. Напомним, все эти издания на тот момент не были запрещены. Более того, у их распространителей не было оснований даже подозревать, что вскоре эксперты признают «экстремизмом» такие высказывания, как «Двигать горы может только вера, родившаяся из чувства. Но верное чувство в России может развиться только на православном фундаменте», «РФ бросила десятки миллионов русских и других славян на растерзание постсоветским дикарям республик бывшего СССР», «Но эти страдания, светлый подвиг мученичества, напротив, укрепили верных на единственно правильном пути спасения души - жизнь во Христе и за Христа». А нам говорят, что закон обратной силы не имеет…
В любом случае, основания для ареста (да и заведения уголовного дела) выглядят, мягко говоря, надуманными. Может, у следствия есть и скрытые резоны? Нам о них пока ничего неизвестно. Но зато можно предложить следующую версию. Дело Алексея Кутало призвано создать прецедент, опасный для любого гражданина РФ. Ведь, по сути, так попасть «под 282-ю статью» может каждый. Сегодня вы купили в магазине книгу или журнал. Прочитали, поделились со знакомым. А спустя пару лет после этого некий эксперт дает заключение, по которому данная книга признается экстремистской. Поздравляем, вы превращаетесь в «распространителя» и может даже «члена ОПГ» (Алексея в постановлении именуют именно так, хотя под «ОПГ» там подразумевается организация, зарегистрированная в Минюсте и действовавшая в 2008-2009 годах легально). Так что в шуточке чекистов: «То, что вы на свободе не ваша заслуга, а наша недоработка» - с каждым днем все меньше юмора. Равно как и в утверждении следователя про 1937-й. Вот только, похоже, он настает не только для активистов оппозиции, а для всех нас.
Сергей Кольцов