Дмитрий КРИВЦОВ: Надо создавать структуры гражданского общества

Dec 13, 2012 10:06

Путинскую «вертикаль» одними маршами не повалить. Тут нужна системная работа по выстраиванию долговременной и устойчивой структуры протестного движения на местах. В каждом городе, в каждом поселке, в каждом микрорайоне, а в идеале - в каждом дворе должны быть организованные люди, ведущие оппозиционную работу. Ведущие ее постоянно, а не от раза к разу, от одного марша до другого.

_________________________________________________________________


Дмитрий Юрьевич Кривцов - представитель Игоря Артёмова в Координационном Совете оппозиции, член политсовете движения «Россия Освободится Нашими Силами», один из основателей русского движения в Нижегородской области, кандидат исторических наук.

__________________________________________________________________

Прошло два заседания Координационного совета российской оппозиции. Теперь есть возможность дать первые, сугубо предварительные, оценки этому органу. И оценивать пока придется не работу КС (которая всерьез еще и не начиналась), а его состав с точки зрения потенциала для дальнейшей работы.

Первое, что приходится с прискорбием констатировать, это - значительный процент людей, которые попали в КС, не имея за плечами ни малейшего опыта политической работы. Это так называемые «медийные фигуры», чьи имена на слуху у всей оппозиционной «массовки».(Да и не только у оппозиции. Ну кто в России не знает Ксению Собчак или поэта Быкова?) При системе рейтингового голосования массовое попадание именно таких людей в КС было неизбежным. Но регулярное присутствие в теле-радио эфире (где они могут озвучивать и вполне здравые антипутинские лозунги) и даже появление на трибунах оппозиционных митингов - это еще не делает их реальными политическими работниками. Поэтому и КС для них (по крайней мере, сейчас) это не рабочая площадка, а еще одна возможность для пиара. Кому-то этот дополнительный пиар и не особенно нужен. Вот тот же Дмитрий Быков сидит скромно и молча в течение всего времени работы КС. А кто-то использует любые возможности и формы для привлечения внимания к себе. Кто смотрел телетрансляции с заседаний КС, конечно, помнят сверхактивность коллеги Каца, дополненную яркой красной рубахой. Пиар ход, что и говорить, весьма грамотный. Яркое красное пятно поневоле привлечет к себе внимание телезрителя, а там, глядишь, и «человек в красном» постепенно станет узнаваемым, раскрученным персонажем. Одна беда у подобной пиар-стратегии - легко с ней переборщить. И тогда узнаваемость окажется шутовской, навроде как у Жириновского. А зачем в КС шуты? Их и без того хватает.

Вторая группа членов КС - это люди занимающиеся, или по крайней мере, пытающиеся заниматься реальной политической борьбой с нынешним кремлевским режимом. Но у этих людей, зачастую, кроме воли к политической борьбе и набора идеологических лозунгов нет больше никаких реальных политических инструментов - ни массовых структур в регионах, ни финансов, ни выхода на СМИ. Поэтому для них площадка КС оказывается едва ли не единственной возможностью проявить себя в политике (да еще сразу на всероссийском уровне). Вот только политика эта рискует свестись к выстраиванию сложных закулисных комбинаций вокруг принятия или непринятия всевозможных заявлений и резолюций, выносимых на голосование в КС. Мерилом успешности такой «политической работы» неизбежно становятся чисто формальные вещи: вот наша резолюция набрала большинство - это успех; а если набрала квалифицированное большинство в 23 голоса - это политический триумф. Единственный навык, который оттачивается в такой «политической работе», это умение достигать компромиссов - за счет выявления сиюминутных потенциальных союзников, готовых подписаться под резолюцией, за счет смягчения и выхолащивания протестного духа этой самой резолюции… В общем подобная «политическая работа» ни до чего хорошего не доведет.

Наконец, есть в составе КС и серьезные политические фигуры, за которыми имеется раскрученное имя, больший или меньший политический опыт, финансы, какой-никакой аппарат помощников. Правда, чего нет практически ни у кого - это массовых структур на местах. Отчасти наличием подобных структур могут похвастаться только националисты и левые. Но и среди разумно мыслящих либералов в КС есть отчетливое понимание того, что без низового массового протестного движения путинский режим не свалить. В конце концов, Координационный совет по самому определению кого-то должен координировать. А кого? Тех, кто выходит на протестные марши? Ну, для них хватило бы и оргкомитетов собственно этих маршей.

Эти протестные манифестации вещь, конечно, нужна и важная, но отнюдь не решающая с точки зрения борьбы с режимом. Путинскую «вертикаль» одними маршами не повалить. Тут нужна системная работа по выстраиванию долговременной и устойчивой структуры протестного движения на местах. В каждом городе, в каждом поселке, в каждом микрорайоне, а в идеале - в каждом дворе должны быть организованные люди, ведущие оппозиционную работу. Ведущие ее постоянно, а не от раза к разу, от одного марша до другого.

Насколько можно судить, некоторые члены КС большие надежды в выстраивании массового оппозиционного движения возлагают на интернет. И совершенно напрасно это делают. Интернет на сегодня - это коллективный информатор, коллективный агитатор, но отнюдь не коллективный организатор. Через интернет легко зарегистрироваться в целевой группе и заявить: «Я точно приду на марш миллионов», а потом со спокойной совестью никуда не прийти. А организаторы марша будут удивленно гадать: куда же делись миллионы наших интернет-сторонников? Своих сторонников руководители оппозиции должны знать в лицо и по именам, а не по «никам» на оппозиционных форумах. С «никам» мирная антикриминальная революция, о необходимости которой так настойчиво говорит коллега Пионтковский, в России не победит. Тут вам не Египет.

Опять же я в КС не один такой умный, и у ряда коллег имеется намерение развернуть систему региональных координационных советов оппозиции. Намерение это, безусловно, благое, но, опять же, порождено оторванностью московских лидеров от жизни в глубинной России. Мы для центрального КС не смогли найти (или не смогли выбрать) 45 действительно опытных и действенных политиков, а не оппозиционеров вообще. А в регионах с этим будет и того сложнее. На выборы в региональные КСы непременно полезут толпы «городских сумасшедших», все переругаются со всеми, а фсбилы будут радостно ловить свою рыбку в этой мутной политической воде. Ну и что же теперь делать - махнуть на регионы рукой? Ни в коем случае! Просто в регионах работа оппозиции должна строиться по-другому - снизу.

И на последнем заседании КС мы попытались представить наглядный пример того, как подобная работа может и должна проводиться. И.В. Артемов предложил на голосование резолюцию в поддержку жителей г. Дзержинска Нижегородской области, законные права которых были грубо растоптаны депутатами местной гордумы при самом активном участии губернатора Шанцева. Эта резолюция стала своего рода тестом на политическую зрелость членов КС, не побоюсь даже сказать - «проверкой на вшивость» для них. Ведь дзержинцы уже около года активно бьются с нынешней властью не за зарплаты, тарифы ЖКХ, украденное жуликами-застройщиками жилье или другие похожие материальные интересы, ущемляемые сильными мира сего. Нет, уникальность дзержинской ситуации заключается как раз в том, что люди поднялись на защиту своих политических прав и свобод: они требуют оставить им право на всенародные выборы мэра и не хотят принимать модель с пресловутым «сити-менеджером». (Депутаты гордумы и губернатор Шанцев хотят ровно противоположного - выборы мэра отменить и назначать сити-мэнеджера по взаимному сговору.) Протест в Дзержинске длительный и устойчивый - с весны и до сегодняшнего дня (в буквальном смысле - сегодняшнего) люди выходят на пикеты и митинги, собирающие до двух тысяч человек в 270-тысячном городе, поставили в общей сложности уже около полусотни тысяч подписей под обращениями к властям разных уровней, не дают местным депутатам спокойной жизни, «доставая» их телефонными звонками (и ведь где-то номера депутатских мобильников узнали и распространили по всему городу). Но это только одна половина дзержинской ситуации. В конце концов, протестуют люди и в других точках России. Может быть не так активно, не так подолгу и не за политические свои права, а больше за свой карман… Да, но в Дзержинске то не только протестуют, но и на волне этого протеста создают структуры гражданского общества, по сути - структуры будущей альтернативной путиноидам власти.

В Дзержинске отлаживается оптимальная схема структуирования народной самоорганизации. В самом низу - во дворах и микрорайонах формируются Гражданские комитеты в защиту народных прав и свобод. В этих комитетах работают активисты без различия партийных и идеологических пристрастий - стоят в пикетах, собирают подписи, агитируют сомневающихся не в пользу своей партии, а общегражданское дело - сохранение всенародно избираемого мэра. Во главе этих комитетов стоит городской координационный совет. А рядом с ним находится городской координационный комитет политических партий, куда входят уже вполне себе партийные представители от т.н. непарламентских партий (парламентские то обгадились по самую макушку). Есть своя пресса, свои юристы, даже собственные возможности для социологического мониторинга городской ситуации… Не все конечно работает идеально, но это уже скорее вина человеческого фактора. А вот оргструктура для реальной политической борьбы на местах - оптимальная. Принесли ее в КС на блюдечке с голубой каемочкой - смотрите, берите, пользуйтесь. Только людей, которые по полгода не вылезают из пикетов, которых травят полиция и избивают бандюки - вы этих людей поддержите морально, проголосуйте за резолюцию И.В. Артемова. Ведь им от вашей резолюции практической пользы не будет. Но люди хотят знать и понимать - кто с ними, а кому на них наплевать. И именно этим пониманием людей будет определяться будущее политическое положение в России, а не какими то хитрыми комбинациями московских «лидеров». Надеюсь эта простая истина дойдет до коллег из КС.

Ну а теперь о больном вопросе - какая польза от участия в КС националистов. Вопрос этот создает серьезное напряжение в наших рядах, и потому требует предельно ясного и честного ответа. Я на него отвечаю: пользы пока минимум - пока только возможность использовать информационные ресурсы КС для озвучивания важных для националистов тем. В первую очередь - это тема наших русских политзаключенных; чем больше к ним внимания, тем лучше. Пусть даже для этого приходится сидеть за одним столом с людьми, против которых мы активно боролись многие годы. Кроме того мы уже подняли тему миграции и гражданства. Резолюция И.А. Артемова по этим вопросам получила поддержку большинства членов КС, присутствовавших на заседании. Умные люди среди либералов понимают, что национальный вопрос выходит на авансцену российской политики. И они чем дальше, тем больше будут пытаться играть на русском национальном поле - это неизбежная логика текущего политического процесса. Поэтому у националистов должна быть возможность эти выходы на наше поле отслеживать и контролировать. Пока КС такую возможность дает. При этом мы сами вносим русский национальный вопрос в общегражданскую протестную среду. Что будет дальше - покажет жизнь и определят наши усилия.

оппозиция, КС ОППОЗИЦИИ, Дмитрий Кривцов

Previous post Next post
Up