Тверия: молитва на могилах праведников. Раби Меир Бааль-Анэс (Чудотворец). Рамбам.
Click to view
Чисто познавательный материал. Что такое молитва вообще? И в частности, молитва на могиле праведника. Какая цель у молитвы? За кого мы в ней просим у Всевышнего и что именно просим? Чем молитва у могилы праведника отличается от молитвы в другом месте?
Обо всем этом речь в киносюжете. А заодно там же рассказывается про двух величайших мудрецов и праведников.
** **
1. Здесь скажу буквально несколько слов только о том, почему для молитвы некоторые места подходят больше, чем другие. Вроде бы Всевышний "слышит" человека отовсюду, нет?
Так вот, помню, где-то в середине 70-х годов прошлого века в одном из номеров солидного журнала "Природа" появилась статья на тему, доселе невиданную в официальном печатном органе Академии наук. А именно, статья называлась что-то вроде "Анизотропия пространства в религиозных системах". Чеслово, я не шучу, так и было.
Еще помню, и это меня поразило при чтении, в статье делался вывод, будто из всех систем самой прогрессивной надо, дескать, считать именно ту, что развилась на основе представлений "молодого человека из Назарета". Она, мол, наиболее правильная - ибо в ней наблюдается полная изотропия! Т.е. в ней нет никакого выделенного пространства или направления, что лучшего всего согласуется с центральным положением о равнорасположенности и невыделенности "обитания" Демиурга.
А вот у евреев, центр имеется - это Иерусалим. А вот у мусульман тоже пушок в рыльце: они поворачиваются во время молитвы в сторону Мекки. И только последователи целителя из Назарета имеют самое передовое представление о пространстве, поскольку у них Творец мира - везде. Что касается обязательной направленности перекладин на храмах и традиционного размещения тел в могилах, так это "Природой" объявлялось несущественной и маловажной деталью.
Не знаю, зачем статья вообще было опубликована. Поскольку, по-моему, ничего научного в ней не было.
Но знаю другое. Даже если Всевышний существует как бы везде (а на самом деле, Он более чем везде, поскольку физический мир - лишь часть Его мира, и в силу этого Он "смотрит" на наш мир именно извне, со стороны
[1]), то Его роль не ограничивается простым Наблюдением. Нет, Он - Участник, причем активный. А раз так, то, говоря земным языком, Он что-то от нас хочет. А значит, наша часть диалога с Ним разворачивается в наших поступках, т.е. в действиях и словах. А раз так, то мы постоянно стоим перед выбором некоторого набора поступков. И в результате выбора - самим действием - мы что-то меняем в Его мире.
Что меняем? Мы его как бы "достраиваем", делаем "лучше", "досоздаем" - согласно "плану" Творца. Или "деконструируем", "ломаем", "ухудшаем". Другими словами, на каком-то этапе мы приняли Его мир в свои руки и теперь или приближаем его к идеалу, к Цели, или (ндБ) удаляем.
И если мы его хоть немного приблизили к идеалу, то этот момент нашего действия уже тем самым выделен, он отличается от предшествующих моментов. В иудаизме говорят - мы освятили время.
Такова, согласно представлениям Торы, суббота, она - освящение дней недели. Таковы наши календарные праздники - Песах, Шавуот и пр. Таковы моменты нашей жизни - обрезание, хупа, бар-мицва.
Аналогичная вещь происходит с пространством. Молиться можно почти везде - но лучше всего в синагоге, в группе из десяти взрослых евреев. Лучше находиться и вообще жить рядом с праведником или мудрецом. И надо удалиться от плохой среды, той, что действует в направлении анти-Торы, т.е. надо покинуть злодея, перестать с ним общаться.
Это - "выделенность" пространства
[2]. Своими действиями - если они идут в согласии с желаниями Торы (в согласии с ее заповедями) - мы освящаем место своего обитания. Было оно обычным, заурядным, "бытовым". Стало святым, выделенным, особым.
Вот и все объяснение - если говорить очень кратко - анизотропности еврейского Пространства-Времени.
2. И еще маленький пункт. Молясь рядом с могилой праведника, мы тем самым молимся рядом с самим праведником. Не он молится за нас - а мы сами за себя (и свой народ) рядом с ним. Тут молитва сильнее и эффективнее, чем в другом месте, ибо сейчас она исходит от нас, людей, которые выполняют заповедь - "к праведнику приблизься". И раз мы выполняем заповедь - Всевышний к нам прислушивается.
3. Дальше напишу несколько слов о себе, поэтому можно не читать. Сугубо личный момент.
Вернее, о своей семье.
С первого кадра сюжета и дальше вы видите мою дочь
[3]. Сюжет снимался сразу за
роликом о Цфате, на следующий день. Девочка, помню, была крайне усталой. Сейчас посмотрела эту ленту и говорит: неужели это я?
[4] Не знаю, может, эти съемки стали причиной того, что Мина (так зовут дочь) заинтересовалась актерством, я не шучу. Вдруг записалась в группу девочек, которые со временем устроили настоящий театральный кружок (как бы настоящий). Готовили скетчи, короткие спектакли, ездили по школам с представлениями. На те представления приходила масса женского народу. Существуют несколько записанных дисков, я не видел, но так говорят.
О, вот еще вспомнил. В том же "драмкружке" была еще одна девочка - в группе постарше, и тоже из "русской" семьи, так вот, она весьма и весьма продвинулась в этой области
[5].
Очень скоро та энергичная девочка сама стала снимать собственные ленты. Готовила сценарии, набирала "актрис" из своих подруг, "ставила" им роли
[6].
К чему я все это пишу? Однажды увидела фильмы этой девочки одна женщина (не из "русских") - и так ей понравилась актриса главной роли, она же режиссер-постановщик, так ее очаровала, что женщина захотела с ней встретиться. И встретилась. В результате, сыграли свадьбу между сыном той женщины и нашей "актрисой", которая теперь жена известного меламеда, учителя в хейдере, мама нескольких детей, чтоб они были здоровы.
Но вот ведь насколько узок наш мир. Этот самый меламед, муж "актрисы", о которой я рассказываю, в свое время учился в одном хейдере с нашим старшим сыном. (Не запутанную историю я рассказываю?) А дом у них стоял напротив ешивы "Швут-Ами", в которой я учился первые восемь лет нашей жизни в Израиле. Помню, несколько раз я заходил к ним домой на чай, будучи приглашенным посреди учебного дня в качестве папы лучшего друга их сына Моти. А теперь вот, Мотя известный меламед. Он уже, а я все еще.
Что касается нашей дочери Мины, то драматическое искусство она оставила из-за бесперспективности в силу некоторых причин. И увлеклась литературой - не в качестве читателя, эта болезнь у нее никогда не проходила, а в качестве писателя. Пишет прозу и стихи, сочиняет спичи, эссе и пр. В общем, пошла по стопам не скажу кого.
4. Есть в нашей семье еще несколько "писателей".
Самый старший сын пишет по-русски, что-то даже издал в бумажном виде в России (кажется, в Питере).
Второй старший (!) сын пишет исключительно на иврите. Известный местный блогер. Штатный корреспондент какой-то массовой газеты.
Старшая дочь в свое время брала призы на конкурсах детской прозы. На грамоте написано - "за глубокий и богатый иврит". Теперь не пишет. Работает, смотрит за тремя детьми.
Остальные дети (ну, кроме Мины) пошли в маму - всего лишь запойные читатели.
** **
Вот что вспомнилось мне сегодня после просмотра Второго сюжета Второй передачи "Шалом", снятой тысячу лет назад на берегах Кинерета знаменитым российским режиссером, моим старинным московским другом, евреем Сашей Искиным.
А тебе, Саша, привет из Иерусалима и пожелание здоровья!))
[1] То же самое со временем. Он - Создатель времени и поэтому "расположен" как бы вне временного потока. Другими словами, Он одновременно присутствует во всех моментах времени. Об этом - в статье "
Еврейская концепция времени".
[2] Самый поразительный пример такой исключительности пространства, его "выделенности" - Храм. Только в нем можно было приносить жертвы. Только там совершались праздники. Меньшей святостью обладает Иерусалим, еще меньшей - Эрец Исраэль, затем идет вся земля, а потом, если хотите, космос, вселенная, остальные "пузыри вселенных", или что там физики понапридумали.))
[3] По поводу первого кадра. Не помню, что заставило меня начать фразой - "Мы иерусалимцы". Т.е. могу догадаться, но получилось невыразительно и не к месту. Недаром, наша передача шла на телевидении в разряде "авторского кино". По-моему, это такая извинительная "отмазка" для дилетантов. Мол, что с них взять. В свое оправдание могу сказать, что на монтаж к нам приходили смотреть ленту и вполне профессиональные люди. Впрочем, расхаживающего в кадре диктора никто ни разу не похвалил. А вот вопросов "за Тору" задавали часто и много.
[4] А по-моему, очаровательна, нет? Бли-айин-ара.
[5] Откуда знаю? Просто "по факту": ее мама - лучшая подруга моей жены.))
[6] Впрочем, я ее лент не видел, мужчинам, знаете ли, на женщин запрещено смотреть - как в кино, так и на фото.