Раскопки в местечке Хацор
Click to view
Древняя цивилизация Хацора. История и археология. Завоевание Святой земли евреями.
** **
Три замечания к ролику
1. Личное.
Только что просмотрел весь материал. Ужас! Помню, заявил протест еще во время съемок. Мол, так нельзя: весь фильм я один в кадре, расхаживаю туда-сюда, можно разнообразить кадрами живой природы - птички там разные, ящерки - или просто показом развала камней, если эдак художественно снять их с какого-нибудь лихого ракурса. Но нельзя же, чтобы один человек все время маячил перед зрителем, просто передвигаясь, как тень. Да и личность-то не из самых фотогеничных, что уж там говорить - серая черная получилась личность. И что вы думаете? Оператор наснимал камней и птичек - а режиссер все это жестоко выкинул во время монтажа. Сказал, что без меня еще скучнее и серее.
[А других персонажей там никого не было. И не потому, что мы приехали поздно, на уходящую натуру. А потому что там всегда так. Три козы на горизонте и следы от пикников (жанр "аль-аэш").]
Я вздохнул и перестал протестовать, надеясь на чудо, которое всегда сопровождает наш народ в истории, тем более что фильм и был задуман как исторический ликбез, без скидок на исполнителя. (Что за чудо? А самое простое: авось проскочим - и никто не заметит. Так что, если вы не заметили, я вам донес.)
Короче говоря, прошу прощения у всех ценителей изящного за свое мельтешение на экране. По принципу: не нравится - не смотрите войдите в положение.
2. Историческое замечание, в смысле - на тему истории. Про
Хацор можно прочесть в Йеошуа 11:10-13 и Шофтим 4:1-3.
Не знаю, удалось ли мне передать на экране то, что было задумано сценаристом. А задумано было - уж я-то точно знаю - перепугать зрителя заявлением, что евреи не хотели воевать, убивать и жечь. Но пришлось. И это "пришлось" вечно нас преследует. Вплоть до ныне, которое никогда не кончается (сБ).
Что имею в виду?
Про сделку Шалита я написал. Так вот, это пазл из той же панорамы - как мы разрываемся меж двух полюсов: задачей собственного выживания и нашими же моральными установками.
Если просто читать хроники Танаха, то за живое не задевает. Дескать, старина и жестокость нравов бронзового периода. А если читать не только глазами, но и сердцем - то это все про нас с вами!
Смотрите. Нам с вами - ага, сегодня и сейчас (ну ладно, допустим) - приказано уничтожить кенаанские города. Дотла, вместе с женщинами и детьми. Вырезать подчистую. - Кто не содрогнется от ужаса! А ведь альтернатива проста и ясна как тень под ногами в израильский полдень: если не вырежем - они нас вырежут. Уж к кому-кому, а к нам-то мир безжалостен. И правы те левые, что кричат: одумайтесь. И правы те правые, что орут: режем, братцы, режем!
Впрочем, есть и различие между прошлым и нынешним: там нам приказали с неба - четко и без вариантов. И мы всегда можем "отмазаться": мы наши праотцы стояли перед простой дилеммой - или мы, или нас, а вопросы задавайте небесам. Сегодня такого приказа вроде бы нет. А дилемма та же: или мы, или нас. Потому и жесток выбор. Потому и отдаем за одного своего тысячу чужих…
3. Замечание про художественную ценность сюжета: художественной ценности у сюжета нет!
Сплошной урок истории - на скупом обеспечении (слабом изобразительном ряду и тухлом звуковом треке). Ну, так и просмотрело нашу передачу всего ничего - каких-то восемь миллионов зрителей, живущих 11 лет назад к востоку от Москвы - и до Западной Сибири. Наверное, в тот час больше ничего не показывали.
Да, кстати.
Содержание первых десяти выпусков телепередачи.