По поводу "сделки Шалита". Многие считают, что за такую цену нельзя выкупать наших пленников, - в противном случае захват евреев для дальнейшего торга арабы сделают своим национальным спортом, в котором цены постоянно растут.
Обоснование для запрета подобных сделок дается в Мишне, трактат Гитин (4:6): "Нельзя выкупать пленных больше их цены", т.е. не дают чрезмерный выкуп за еврейских пленников, поскольку в противном случае община может не выдержать тяжелого финансового бремени и вторая причина - торговцы живым товаром станут захватывать наших людей еще больше.
Но есть мнение, что логика законодателя не вполне подходит к случаю с Шалитом. Дело в том, что, если мы будем платить за наших пленных бОльшую цену - от этого тактика арабов не изменится. Они все равно будут убивать или захватывать наших людей без всякой связи с тех фактом, сколько мы за них согласны заплатить. Цель арабов - убить или украсть как можно больше евреев без оглядки на то, сколько на этом можно заработать.
В таком случае еврейская реакция на действия арабов не оказывает влияния на интенсивность этих действий. В то время как позиция законодателя (т.е. авторов Мишны) предполагает в захватчиках торговых интересантов. Для таких цену повышать нельзя. (
Есть ссылка на постановление тель-авивского раввина раби Давида Алеви.)
ПС. По мне, нынешние арабы все-таки склонны к торговым интересам в вопросе пленных.
ППС. Кстати, так поступил в свое время раби Меир из Ротенберга - запретил выкупать себя, чтобы
подобные инциденты пленения лидеров еврейских общин с целью наживы не повторялись в дальнейшем.