Из мухи слона

Mar 13, 2011 01:29

<Почему Илель сказал: "Не делай другому то, что тебе противно", но не сказал: "Не делай другому то, что ему противно"?>

Вы стоите (или сидите) в очереди. Время тянется бесконечно. Начинаете сожалеть, что вообще ввязались в историю с этой очередью. Знали б заранее - прошли бы мимо.

Но вот, наконец доходит дело и до вас. И тут - прибегает некто, ( Read more... )

практикум, мусар

Leave a comment

bronzmary March 13 2011, 00:43:31 UTC
Спасибо! Поведение в очереди понятно.
Но, есть другие случаи, когда правило "ставим на место других себя и проверяем свою реакцию " не срабатывает, потому что у разных людей на одни и те же вещи могут быть разные реакции.
Например: я терпеть не могу, когда ко мне в дом кто-то приходит без приглашения и предварительного звонка. А у моего мужа был знакомый, который любил зайти, когда ему вздумается, мол, мимо проходил, вот и зашел. Тоись, дверь открывается, и он заходит (у нас отдельный вход). Наконец, я ему сказала, что меня не устраивают спонтанные визиты, что надо звонить сначала, на что он удивился сильно и грит, что они в Ташкенте так всю жизнь жили все, и все шлялись по дворам друг друга без церемоний. То есть, по Торе, он примерил на себя ситуацию, а чё?нормально! А я-то питерская, не люблю я этого!

Или другой пример: звонит мне одна дама, и давай извиняться за что-то, что позавчера она при мне сказала, и я, наверно, обиделась, а она теперь есть-спать не может. А я совсем-совсем не помню, что она там говорила, на свой счет ничего не принимала, и обидеть меня вообще никто не может. Естественно, я стала ее активно успокаивать и уверять во всем вышеперечисленном, чем ввела эту даму в еще больший ступор. Потому что получилось, что она - трепетная и чувственная лань, а я - бесчувственный носорог, и к тому ж напрашивался вывод, что мне все равно на ее мнение обо мне, раз я ничего не помню, и в мыслях не было обижаться.
Да, по Торе, она поступила правильно, позвонив, чтобы извиниться перед человеком, которого могла обидеть. Но мне-то, чтобы ее не обидеть равнодушием пришлось сделать немалое усилие, чтобы она после своего мужественного поступка не почувствовала себя униженной. Сама-то она человек очень обидчивый. Бред какой-то.
Кводо, чего-то не хватает в этом правиле, должно быть еще что-то.

Reply

r5gor March 13 2011, 06:50:26 UTC
да нет, все в этом правиле уже есть. Если не хватает, то только навыка его применения в своих случаях.
Итак, (1) не делаем слона из мухи чужих проступков. Если человек приходит к нам "спонтанно", то, может, и пусть приходит? Жили бы мы с ним в Т., возможно, тоже так же поступали б, почему нет? Получается, что все наше различие - места прежнего обитания, а на это не обижаются, не наказывают резким отпором и пр. Все, что нужно сделать - попросить не приходить без звонка, и все! И не обсуждать с ним его поведение, не предъявлять претензий и пр. Просто попросить!
(2). Таки делаем слона из мухи наших поступков. А именно, нам звонят и извиняются. Неважно за что. У трепетных ланей свои причины. Что делаем мы? Извиняем - и меняем тему. Ничего не обсуждаем - иначе лань подумает, что она поступила дурно, а мы всего лишь великодушны и пр.
Вы заметили? Вы пишете, что получилось, будто в глазах лани вы - бесчувственный носорог. О, вас обидели беспочвенным подозрением! Вам неприятно. Это и называется: ее поступок (извинение на пустом месте) превращен вами в проступок (завуалированное обвинение в ваш адрес). А надо было все-то спустить все на тормозах.
Извините, что использовал ваши примеры. Просто учеба.))

Reply

bronzmary March 13 2011, 12:17:06 UTC
Спасибо, рабби, я для того и дала свои примеры, чтобы мы учились :-)

На самом деле, я так и поступила в обоих случаях, как вы посоветовали, так что нет проблем в дальнейшем общении.
Однако, позвольте, все же, не согласиться в (1): делание слона из мухи. Мне совершенно все равно, кто откуда приехал и к чему там привык. Я, вообще, не люблю разделений евреев на любые группы. Дело не в этом, а в том, что в свой дом я не впускаю всех людей, с кем знакома и НЕ наливаю всем водки, кто ко мне зашел и не желаю, чтобы мною пользовались таким образом, даже, если в моем доме всегда есть спиртное. И муж мой тоже не готов поднимать рюмочку с пришельцем, когда тому вздумается. Проблема заключается в том, что один человек считает свой поступок мухой, а для другого - это слон. Для меня подобное проишествие является нарушением моего уклада жизни.
Вопрос: должен ли каждый из нас делать неприятные для себя вещи, если другой человек решил получить свое удовольствие ? Если жена этого господина не считает нужным покупать и наливать ему водки, почему я должна? Нет, мне категорически не нравятся такие визиты, и я не думаю, что в своем доме я должна была это терпеть.

Reply

r5gor March 13 2011, 13:01:14 UTC
вы абсолютно не обязаны терпеть это безобразие. Но когда мудрецы говорят: не делай слона из чужой мухи (так в "Дэрех Эрец Зута"), - они имеют в виду совсем другое. Т.е. призывают не к терпению, а к необходимости мягкого обращения.
Вывод: не будем соглашаться с поведением "ташкентца" и терпеть его поведение дальше. Но попросим его (активно!) так больше не поступать.
Это и называется "не делать из чужой мухи слона". И больше на эту тему не переживаем.
А я вижу, вы именно переживаете. ((

Reply

bronzmary March 13 2011, 13:52:39 UTC
Я распереживалась, потому что подумала, что слишком резко поступила с евреем. Но, поскольку сделала именно так, как вы сказали, то уверенно могу по ставить точку в еще одном сомнительном эпизоде.:-)))
Читая ваши "поучалки", я сразу начинаю их примерять на себя и анализировать свои действия (пусть к Ем Кипуру поменьше останется) :-)
Тода раба!!!

Reply


Leave a comment

Up