Очень классный образец. Музей бы сделать

Apr 20, 2013 20:21

Оригинал взят у legatus_minor в Очень классный образец. Музей бы сделать
Оригинал взят у zavodfoto в PROMFOTO из ЖЖ: Из серии помощники: Буксир "Красноярский рабочий".
Оригинал взят у bu33er в "Красноярский Рабочий"
Буксир "Красноярский рабочий". Судно, прожившее восхитительную жизнь.



Построен он был для Cоветской республики в 1930 году, в Германии, на верфях компании "Schichau" по проекту инженера Н.М.Туркова. Было у этого судна ещё четыре брата - "Первая пятилетка", "Анастас Микоян ", "Советская сибирь" и "Комсеверопуть".
Работать им суждено было в устьях Оби, Енисея и Лены. Короткое холодное лето, туманы, крутая морская волна, лед по 8-9 месяцев в году. А вверх по реке - коварные камни порогов...
Но к этому они были готовы - могучие красавцы водоизмещением почти 800 тонн, по сути - первые в стране суда класса "река-море". Два дизеля MAN, по 700 "лошадей" каждый, корпус системы поперечного набора, усиленные шпангоуты, девять водонепроницаемых переборок, двойное дно. Возвышенная носовая часть, центральная надстройка, над которой - просторная ходовая рубка и массивная дымовая труба. Внешне напоминали они скорее морское судно, нежели речной буксир.





Даже начать жизнь им пришлось сразу же с непростого морского перехода - из Данцига вокруг Скандинавии (ведь Беломорско-Балтийского канала тогда еще не было), и дальше, по трассе Севморпути. "Первая пятилетка" ушла на реку Лена, "Микоян" - на Обь. Остальные четыре оказались на Енисее.

Все они славно и долго трудились в суровых краях, но буксиру, названному именем газеты "Красноярский рабочий" (кстати, в честь этой газеты назван был ещё и самолёт, и даже пик на Памире) - посчастливилось быть настоящим первооткрывателем.

Он открывал речные пути на Туру, Байкит, Ванавару (что было основополагающим для включения Таймырского и Эвенкийского округов в состав Красноярского края). В 1933 году он вёл за собой суда первой Пясинской экспедиции - первой заброске грузов от Енисейска, через Карское море на реку Пясину, к пристани Валек. Четыре тысячи километров преодолели суда, доставив первые грузы к месту, где разворачивалось строительство Норильского горно-металлургического комбината. В 1936 году подобная экспедиция состоялась вновь - ещё один караван барж с оборудованием и снабжением для Норильского комбината был доставлен на Таймыр. Рейс оказался очень сложным, все суда входившие в состав экспедиции зазимовал на озере Пясино, и лишь теплоход «Красноярский рабочий» c трудом вырвался из ледового плена и в конце октября прибыл в Красноярск.
И не раз ещё потом он, "Красноярский рабочий", уходил в рейс в самые поздние сроки навигации, зачастую останавливаясь на реке на случайную зимовку. Это он спускал караваны численностью до 20 и более барж общей протяжённостью до 1,5 километра. Это он открывал на Енисее новые места для отстоя флота, будучи застигнутым ранним ледоставом - и нынне это Подтёсовская, Павловская, Ермолаевская ремонтно-эксплуатационные базы.
Это он привёл в Красноярск из Дудинки морской лихтер "Лодьма" с первой гидротурбиной для Красноярской ГЭС.
Это ему было оказано великое доверие наводить арки Коммунального моста в Красноярске...



Это он, единственный из серии, ещё сохранился на плаву - и стоит ныне у берега острова Отдыха, близ того самого моста, в строительстве которого участвовал. Быть плавбазой Красноярского детского речного пароходства - последняя задача легендарного буксира, выведенного из состава флота ещё в 1977 году.



Когда в 2009 году мы с 6puragur путешествовали по Енисею на теплоходе "Валерий Чкалов", то, будучи в Красноярске решили - будем последовательными речными энтузиастами, пойдём, сходим к "Красноярскому Рабочему", а то что-то в Сети про него почти ничего нет толком.

И мы пошли.
И случилось удивительное - мы попали на борт этого легендарного теплохода! Побывали на его палубе, в рулевой рубке и даже в машинном отделении!

***



Калитка в заборе вокруг базы ДРП была открыта. Мы прошли внутрь.



И тут нам навстерчу, с борта теплохода, вышел пожилой мужчина, и поинтересовался, что мы тут делаем.
Он позже представился, но я, к стыду своему, не записал сразу же его имя, а сейчас уже вспомнить не могу. Как выяснилось, он - капитан-наставник на пенсии, работает здесь охранником, точне даже сказать, хранителем этого уникального судна.
Сперва отнёсся к нам очень настороженно. Очень боялся что мы - "из какой-нибудь газеты", "какие-нибудь журналисты скандальные очередные". Но когда мы рассказали, что приехали с Волги, чтобы на Енисей посмотреть, что сходили уже до Дудинки на "Чкалове", и что из чисто-любительского интереса пришли посмотеть на исторический теплоход - несколько успокоился, и согласился устроить нам небольшую экскурисю. Правда, лёгкое недоверие всё же явно оставалось, особенно когда я начал "щёлкать" "большим чёрным фотоаппаратом" (а это ведь, до недавнего времени, был железный критерий "профессиональной фотосъёмки" для многих).
Но всё же мне удалось запечатлеть на борту очень многое. К сожалению, в тот момент я сильно пожалел, что у меня не было штатива или хотябы монопода - снимать пришлось с рук, местами - в почти полной темноте, да ещё в режиме "бегом-бегом", под подозрительным взглядом капитана. Поэтому, сразу предупреждаю, фотографии качеством не блещут. Но, насколько я знаю - это первые в Сети фотографии с борта "Красноярского Рабочего".

Итак, вслед за нашим экскурсоводом поднимаемся на борт.



И вот - мы на палубе.
Сразу бросаются в глаза мощные дуги, простирающиеся от борта до борта над головой - классические буксирные арки, служащие для поддержания и направления буксирного троса и защиты работающих на палубе.



А палуба...
Да! Это не щёголь-лайнер, это суровый трудяга, и палуба тут - не лакированное тёплое дерево, а толстые рифлёные стальные плиты, наметво склёпанные с набором.



Замечаю кормовой шпиль - и удивляюсь неимоверно!



Внизу, в литой раме-основании - явственно видна маленькая паровая машинка!
"Так теплоход или пароход?" - задаю вопрос. И выясняется интереснейшая вещь: "Красноярский рабочий" - это настоящий гибрид, паротеплоход! Главные двигатели у него - дизельные, а вот всё вспомогательное оборудование, включая шпиль, брашпиль, буксирную и грузовые лебёдки, рулевой привод и различные механизмы в машинном отделении - паровые! И для снабжения их паром на борту установлен весьма мощный котёл.
Воистину, steampunk meets dieselpunk!
Но в принципе - логичное для того времени техническое решение: паровой привод в те годы - ещё широко распространённый, технически уже очень совершенный, простой в обслуживании. Электродвигателей же, достаточно мощных и надёжных, способных работать в тяжелейших климатических условиях, и специалистов по ним пока очень мало.

По трапу можно взобраться на крышу надстройки...
(Ах, какие тут кругом чУдные клёпанные швы!)



...и увидеть ЕЁ!
Буксирная лебёдка. Главное "орудие труда" буксира.



Механизм, прекрасный в своей стальной брутальности.



Увы, он давно уже забыл, когда на него в последний раз подавали пар...



***



А вот буксирный гак. Именно им тащил "Красноярский рабочий" те гигансткие, полуторакилометровые караваны барж, несколько десятков разом...
И здесь ещё, заметте, - виден чУднейший шестерёнчатый мезанизм поворота вентиляционного раструба!



Чуть-чуть фактуры "abandon-style"



Проходим дальше, и вот - верхняя часть надстройки перед нами.



Здесь - капитанская каюта.
Надпись на табличке табличке над дверью гласит - "Командир"! :)
В этой части надстройки была ещё только радиорубка и рулевая рубка. Основные же жилые помещения располагались в корпусе судна, и туда, к огромному сожалению, мы не попали.



Но зато идём ещё дальше - на мостик, к рубке!
(это, кстати, единственный кадр, в который случайно попал наш провожатый)



Вид с крыла мостика на часть верхней надстройки в сторону кормы



Ну а теперь - заглядываем в рубку...
Увы, картина печальная - почти ничего тут не сохранилось.



Но вот рулевой механизм - ещё на месте.
И опять - какое необычное с современной точки зрения техническое решение!
Вот здесь, у передней стенки рубки, располагалось штурвальное колесо.
А от него - видите, цепной привод поднимается под подволок?



Там - валик на опорах...



А у задней стенки рубки этот вал соединялся цепью с паровой рулевой машиной, которая располагается здесь же, в рубке.



Увы, "пароусилитель руля" сильно развандален - все бронзовые детали "испарились"...



На стене над рулевой машиной - какие-то остатки электропроводки.



Вид из окон рубки - уже много лет один и тот же. Буксир смотрит на Коммунальный мост, арки которого устанавливал когда-то...



Тут я задумался на минуту.
Сколько же всего помнят вот эти стены, эти окна? Сколько тяжёлых походов, сколько труднейших вахт... Сколько глаз отсюда вглядывались в мглистую даль, на неспокойную, холодную воду?
Ещё подумалось - а какие звуки были тогда в рубке? Ведь это сейчас абсолютно непривычно, незнакомо! В современной рубке лишь жужжат кулеры да кликают мягкие кнопки... А тогда - при каждом движении штурвала прямо за спиной рулевого оживала, начинала "отрабатывать" поворот руля маленькая но настоящая паровая машина! Удивительно...

Выйдем из рубки вновь на открытый мостик.
(Кстати, видно вон - валик штурвала выведен и сюда, наружу! В особо сложных ситуациях рулить можно было и с открытой части мостика - отсюда обзор лучше)



Спуститься теперь на бак, и отсюда взглянем на рубку и мостик.
Какой трогательный деревянный фальшборт у него!
И вообще, весь вид - и верно, совсем не речного, а настоящего морского судна!



На баке, как полагается - брашпиль.
И тоже - паровой.



Табличка завода-изготовителя: "M.Achgelis Sohne A.-G."



У брашпиля предусмотрен весьма своеобразный ручной привод, и он до сих пор успешно используется по назначению! Иногда возникает необходимость чуть-чуть потравить или выбрать цепь "мёртвого" якоря, на котором уже давно стоит судно.



Возвращаемся к надстройке. Попутно снимаю некоторые детали. Вот шлюпбалка:



Вентиляционный раструб



И вот эта чУдная дверь надстройки!



Кажется, наш экскурсовод не настроен нам ещё что-либо показывать... Но я упрашиваю - "Пустите в машину!"
"-Да что там смотреть, там всё разрушено давно!" - но, тем не менее, мы идём к одной из дверей надстройки...

И заходим внутрь!



Да, зрелище грустное... Но эпичное!
Перед нами, среди всякого хлама - верхние части блоков двух огромных дизелей.



Головки цилиндров демонтированы. Внутри одного из "горшков" какой-то весма немаленький баллон "незаметно валяется"...



Дизели кажутся исполинскими, внушают уважение одним своим видом...
Кстати, вот тут в левом углу кадра можно видеть корпус привода газораспределительного механизма. Так вот, привод этот - цепной!
По словам капитана, как раз во многом из-за этого привода к 70-м годам машины пришли в негодность. Увы, "родные" цепи вконец износились, а сделать новые аналогичного размера и надёжности тогдашние судоремонтные заводы даже и не брались - не могли...



По внутренним узким и крутым трапам спускаемся ниже.
Да... Он восхитителен - Der Dieselmotor!



У борта "притаились" огромные клёпаные баллоны для сжатого воздуха, которым запускались дизели.



С другого борта - скромное электрохозяйство. Как я уже выше пояснял - электричество на этом судне было только для вспомогательных целей - освещение, радиостанция, мелкие приборы.



Тут же - останки главного распределительного щита.
(Жаль, автофокус фотоаппарата в темноте безбожно "мазал" а выставлять его вручную не было времени...)



Ещё один из закутков машинного отделения - с останками прямодействующих паровых насосов. Справа в кадр лезет передняя часть одного из дизелей, с левой стороны, видимо, какая-то цистерна, возможно, топливная.



Проходим почти наощупь дальше - ба!
А вот и паровой котёл для вспомогательных механизмов (паротеплоход, ага!). Да, неслабый.
Иному речному судну такого "на всё" хватило бы...



Рядом, в судовой мастерской - пара полуразобранных станков.
Да, непросто было механикам - за тысячи километров не только от заводов, но и от всякого жилья приходилось исправлять любые поломки.



Ну а дальше... А дальше перед нами открылся вот такой обалденно-инфернальный вид!
Валовая линия.



Валы, по которым крутящий момент от дизелей передавался на винты. Вся сила, вся мощь - через них...

Увы, винты, как нам сказали, давно сняты, дедвудные сальники заглушены.
Обратите, кстати, внимание на рымы, вделанные над подшипниками - чтобы снимать их крышки для оператвиного ремонта.



Заметив мой нездоровый интерес к останкам машинерии, наш провожатый заторопился наверх. Видимо, продолжал подозревать в нас журналистов, ищущих горячих кадров "разворованного исторического наследия"...

Мы потом постояли на палубе ещё, поговорили.
Выяснилось, что идеи превратить наконец этот легендарный буксир в музей ходят очень давно, но до реализации дело так и не доходит.

"Один тут, бизнесмен наш красноярский, всё кричал - да давай, я трактор возьму, да на берег ррраз - и вытащу его! Я ему гвоорю - дурья твоя башка, это ж восемьсот тонн железа! Как ты их вытащишь?!" - рассказывал нам капитан.

Да, к счастью, пока ещё "Красноярский рабочий" держится наплаву. Его, как дебаркадер, используют учебные суда детского речного пароходства. Но состояние днища легендарного судна, увы, не радужное, особенно в носовой части, которая каждую весну "бомбардируется" льдом, раскрошенным ледорезами Коммунального моста.

Держится буксир, в прямом смысле, на энтузиазме его хранителей - пенсионеров-речников. "В трюме то тут то там цемент кинем. Откачиваем воду понемножку. Вот, собрали денег, да крышу рубки мастикой покрыли - а то ведь текло с крыши прямо внутрь, всё уже прогнило там..."

Невеслело было слышать всё это. К тому же, как я понял, вокруг буксира и его музеефикации вообще вертятся всякие "некрасивые дела", играется политика и бизнес - потому и боятся здесь "всяких журналистов". А судно-первооткрыватель, герой пясинских экспедиций, живая легенда Енисея - тихо гниёт под мостом.

Прощаемся, благодарим за интереснейшую экскурсию, желаем успешного решения всех проблем, и уходим, с радостью от того, что нам удалось-таки попасть на борт легендарного теплохода и увидеть всё своими глазами, и с грустью от этого увиденного.

Оборачиваемся.
Ну чУдный же! Суровый, мощный, но ладный и красивый.
Трудяга и первооткрыватель!



Всё это было более трёх лет назад. Изменилось ли что нибудь в ситуации вокруг "Красноярского рабочего" за это время? Увы, я не знаю.

Материалы для любознательных:

Статься о буксире в газете "Красноярский рабочий", 2004 года

Описание судов серии "Первая пятилетка" в журнале "Техника Молодёжи"

несколько коротких дневниковых записей участника второй пясинской экспедиции

Схематический чертёж судна типа "Первая пятилетка":



Короткая техническая информация из справочника



техника молодежи, история, факт!

Previous post Next post
Up