Бал у Воланда, или "Маэстро! Урежьте марш!!"

Jan 21, 2017 04:10

"...- Ноблесс оближ, - заметил кот и налил Маргарите какой-то прозрачной
жидкости в лафитный стакан.
- Это водка? - слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
- Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе
налить даме водки? Это чистый спирт!"

"Не шалю, никого не трогаю, починяю примус.
И еще считаю долгом предупредить, что кот - древнее и неприкосновенное животное."
Кот Бегемот (избранные цитаты)

"...Ночь оторвала хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее
в клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь
оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, который
существовал когда-либо в мире."

Михаил Булгаков Мастер и Маргарита

____________________________________

«Китч механистичен и действует по формулам. Китч - это подменный опыт и поддельные чувства. Китч изменяется в соответствии со стилем, но всегда остаётся равным себе. Китч - воплощение всего несущественного в современной жизни»

Клемент Гринберг. Авангард и китч (1939).

Мы все, в сущности, вольно или невольно - разделяем мнение Кота Бегемота, если не мыслью, то делом - наверняка :)
И починяем свои "примусы", не покладая рук, с утра до вечера.
Но - надо же иногда и отдохнуть, не так ли?
Вспомнить о любимых фильмах, книгах, шоу и прочем - о том, кому и что нравится.

Вот одна из тех книг, которые произвели на меня сильное, хотя и противоречивое впечатление - "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова.
Книга яркая, феерическая, ироническая, похожая на буйный карнавал... нет, это скорее кипучая и взрывоопасная смесь: карнавала венецианского, карнавала масок и двойных-тройных смыслов каждой сцены романа - с бешено-энергичным, свирепо-ярким, откровенным, брызжущим эротической энергией зрелищем-шествием в Рио-де-Жанейро.

Как я ждала, в своё время, экранизации "Мастера и Маргариты"!
Как мне хотелось увидеть и полет Маргариты, и бал у Воланда, и весёло-наглую мордочку Бегемота, едущего на трамвае, лихо летающего по проклятой квартирке, увидеть его перевоплощение из кота - в человека, а затем - как он возвращается из облика «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей» - к своей кошачье-демонской сущности :)





Как мне хотелось увидеть вот эту лихую сценку с участием Бегемота :)

"...А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом:
- Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!
Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей, марш.
На мгновенье почудилось, что будто слышаны были некогда, под южными звездами, в кафешантане, какие-то малопонятные, но разудалые слова этого марша:

Его превосходительство любил домашних птиц
И брал под покровительство хорошеньких девиц!!!"

К сожалению, то, что в результате оказалось на экране, можно описать известными словами Аркадия Аверченко: "Длинно, нецензурно, шероховато".

Понятно, что мои претензии, пожалуй, во многом несправедливы, если вспомнить о низеньком уровне отечественной киноиндустрии - и в том, что касается спецэффектов, применения компьютерной графики, использования motion capture, и т.д., и т.п.
Без которых воплотить достойно того же Бегемота - невозможно, по моему мнению.
Да - конечно, это очень дорого. Да - недостаёт не только средств, но и нужного количества специалистов, с необходимым уровнем подготовки.
Да - нет и нормальной, эффективной организации труда этих самых специалистов, без которой - их труд уйдет в песок...
Да, да, да - можно найти еще сто вполне объективных причин.

Но - не только в этом дело, пожалуй...
К сожалению - в экранизации Бортко, я думаю - победила излишняя классичность, академичность, серьёзность - серьёзность прямая, кондовая, дюжинная, с надуванием щёк и "страданиями".
Которая - особенно в экранизации этого романа, рассчитанной на современного зрителя - нужна, как рыбке - зонтик.
Текст Булгакова, я считаю - нуждается не в классическо-занудном цитировании, с помощью прямых визуальных образов и натужного "хлопотания лицом" актеров, безусловно талантливых...
Нет - скорее здесь подойдет смешение жанров: и театра, и оперы, и бурлеска, и фильма - фильма фантастического, гротескного.
Недаром же - в романе столько сцен, связанных с варьете, с балом, с хоровым пением, с выступлением "на арене" жестоких и ехидных клоунов-насмешников - Коровьева и Бегемота.

Безусловно, в тексте Булгакова, фонтанирующего сатирой и юмором, есть и серьезные смыслы, и философия, и моральные проблемы.
Но - ради бога, прошу вас, режиссеры, не надо лупить всей проблематикой романа - прямо в лоб зрителю!
От этого - нежная ткань произведения Булгакова рвется, и заскучавший зритель пойдет пересматривать "Властелина Колец".
И - правильно сделает.

Что же ты можешь предложить в качестве примера, спросите вы меня?
Если ограничиться сценой бала у Воланда...
В романе - бал описан как невероятное, потрясающе разнообразное, "вкусное", кипящее бешеным эротическим жизнелюбием, эпикурейство.
Да, да - именно жизнелюбием, несмотря на то, что большинство гостей бала мертвы давным-давно, а хозяева бала - дьявольские силы.
Цитаты из романа:

- Я, я, - шептал кот, - я дам сигнал!
- Давай! - ответил в темноте Коровьев.
- Бал! - пронзительно взвизгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним - звука и запаха. Уносимая под руку Коровьевым, Маргарита увидела себя в тропическом лесу. Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!" Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня. Этот зал, так же, как и лес, был совершенно пуст, и лишь у колонн неподвижно стояли обнаженные негры в серебряных повязках на головах. Лица их стали грязно-бурыми от волнения, когда в зал влетела Маргарита со своею свитой, в которой откуда-то взялся Азазелло. Тут Коровьев выпустил руку Маргариты и шепнул:
- Прямо на тюльпаны!
Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников. Тогда Маргарита поняла, откуда шел бальный звук. На нее обрушился рев труб, а вырвавшийся из-под него взмыв скрипок окатил ее тело, как кровью. Оркестр человек в полтораста играл полонез.
Возвышавшийся перед оркестром человек во фраке, увидев Маргариту, побледнел, заулыбался, и вдруг взмахом рук поднял весь оркестр. Ни на мгновение не прерывая музыки, оркестр, стоя, окатывал Маргариту звуками. Человек над оркестром отвернулся от него и поклонился низко, широко разбросив руки, и Маргарита, улыбаясь, помахала ему рукой.
- Нет, мало, мало, - зашептал Коровьев, - он не будет спать всю ночь. Крикните ему: "Приветствую вас, король вальсов!"
...
- Кто дирижер? - отлетая, спросила Маргарита.
- Иоганн Штраус, - закричал кот, - и пусть меня повесят в тропическом саду на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр. Я приглашал его! И, заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался.
В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны, а с другой - стена японских махровых камелий. Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый - прозрачно-фиолетовый, второй - рубиновый, третий - хрустальный. Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейна плоские чаши. В розовой стене оказался пролом, и в нем на эстраде кипятился человек в красном с ласточкиным хвостом фраке. Перед ним гремел нестерпимо громко джаз. Лишь только дирижер увидел Маргариту, он согнулся перед нею так, что руками коснулся пола, потом выпрямился и пронзительно
закричал:
- Аллилуйя!
Он хлопнул себя по коленке раз, потом накрест по другой - два, вырвал из рук крайнего музыканта тарелку, ударил ею по колонне.
Улетая, Маргарита видела только, что виртуоз-джазбандист, борясь с полонезом, который дул Маргарите в спину, бьет по головам джазбандистов своей тарелкой и те приседают в комическом ужасе.
....
И Маргарита вновь вылетела из комнаты с бассейном. На эстраде за тюльпанами, где играл оркестр короля вальсов, теперь бесновался обезьяний джаз. Громадная, в лохматых бакенбардах, горилла с трубой в руке, тяжело приплясывая, дирижировала. В один ряд сидели орангутанги, дули в блестящие трубы. На плечах у них поместились веселые шимпанзе с гармониями. Два гамадрила в гривах, похожих на львиные, играли на роялях, и этих роялей не было слышно в громе и писке и буханьях саксофонов, скрипок и барабанов в лапах гиббонов, мандрилов и мартышек. На зеркальном полу несчитанное количество пар, словно слившись, поражая ловкостью и чистотой движений, вертясь в одном направлении, стеною шло, угрожая все смести на своем пути.
Живые атласные бабочки ныряли над танцующими полчищами, с потолков сыпались цветы. В капителях колонн, когда погасало электричество, загорались мириады светляков, а в воздухе плыли болотные огни.
Потом Маргарита оказалась в чудовищном по размерам бассейне, окаймленном колоннадой. Гигантский черный Нептун выбрасывал из пасти широкую розовую струю. Одуряющий запах шампанского подымался из бассейна. Здесь господствовало непринужденное веселье. Дамы, смеясь, сбрасывали туфли, отдавали сумочки своим кавалерам или неграм, бегающим с простынями в руках, и с криком ласточкой бросались в бассейн. Пенные столбы взбрасывало вверх. Хрустальное дно бассейна горело нижним светом, пробивавшим толщу вина, и в нем видны были серебристые плавающие тела. Выскакивали из бассейна совершенно пьяными. Хохот звенел под колоннами и гремел, как в бане.
Во всей этой кутерьме запомнилось одно совершенно пьяное женское лицо с бессмысленными, но и в бессмысленности умоляющими глазами, и вспомнилось одно слово - "Фрида"! Голова Маргариты начала кружиться от запаха вина, и она уже хотела уходить, как кот устроил в бассейне номер, задержавший Маргариту.
Бегемот наколдовал чего-то у пасти Нептуна, и тотчас с шипением и грохотом волнующаяся масса шампанского ушла из бассейна, а Нептун стал извергать не играющую, не пенящуюся волну темно-желтого цвета.
Дамы с визгом и воплем: - Коньяк! - кинулись от краев бассейна за колонны. Через несколько секунд бассейн был полон, и кот, трижды перевернувшись в воздухе, обрушился в колыхающийся коньяк.
Вылез он, отфыркиваясь, с раскисшим галстуком, потеряв позолоту с усов и свой бинокль. Примеру Бегемота решилась последовать только одна, та самая затейница-портниха и ее кавалер, неизвестный молодой мулат. Оба они бросились в коньяк, но тут Коровьев подхватил Маргариту под руку, и они покинули купальщиков.
Маргарите показалось, что она пролетела где-то, где видела в громадных каменных прудах горы устриц. Потом она летала над стеклянным полом с горящими под ним адскими топками и мечущимися между ними дьявольскими белыми поварами.
Потом где-то она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за ее здоровье. Потом она видела белых медведей, игравших на гармониках и пляшущих камаринского на эстраде. Фокусника-саламандру, не сгоравшего в камине...

Пожалуй, можно сравнить сцену бала в экранизации Бортко, и - парочку сцен, из фильма "Мулен Руж!" (2001 г.)

Печально-монотонное зрелище, этакое "девически"-скромное. Увы, но игра прекрасных актеров положение не спасает:

image Click to view



А вот - тот самый карнавал, та самая "дьявольщина", воплощенная ярко, красиво, эмоционально, без лицемерия и ханжества.
Вполне в духе романа. И Гарольд Зидлер - очень был бы хорош, для воплощения образа Бегемота :)

Раз!

image Click to view



Ииии - два!

image Click to view



Итак, что же в данном случае можно считать китчем?
Думаю, именно экранизацию Бортко.
И - никакие традиции классического русского театра, притянутые в фильм за уши - ничего тут изменить не могут.
А "Мулен Руж!", несмотря на то, что он буквально пропитан приемами китча насквозь - поднялся над ними, и - стал незаурядным произведением киноискусства.

музыка, кино, кошки и коты, литературные аналогии

Previous post Next post
Up