Когда обстановка вокруг более становится более понятной благодаря проделанному анализу различных, способных оказать влияние факторов, неплохо было бы понять, а в каком состоянии находится сама компания и на что она может быть способна?
Для оценки текущего состояния компании можно использовать так называемый SNW-анализ. (Strength, Neutral, Weakness). По сути весь метод представляет из себя наличие определенного чек-листа по направлениям:
маркетинг и продажи,
производство,
финансы,
операции,
человеческие ресурсы,
культура и корпорация.
Эти пункты при анализе детализируются, например для финансов можно отдельно выделить доступность привлечения инвестиций, общая устойчивость финансового положения, совершенство финансового учета и т. д. Для ресурсов оценивается уровень квалификации, возможность привлечь необходимые ресурсы и прочее. Сам метод оперирует тремя показателями: сильная сторона, нейтральная сторона и слабая сторона. Показатели эти, конечно, довольно условны, и значения, обуславливающие оценку, для разных компаний могут быть разными в зависимости от нормы на рынке, влияния различных факторов.
И это, конечно, не единственный способ оценки. Существуют еще например такие методы анализа, как сценарный, портфельный, анализ финансовых коэффициентов и т. д., однако они затрагивают финансовый анализ, тогда как SNW оценивает компанию вцелом. Поэтому эти виды можно использовать для оценки финансов в рамках анализа SNW. Для показателей продаж для магазина например можно сравнивать продажи на квадратный метр торговых площадей относительно общим нормативам. Равно как и для оценки человеческих ресурсов могут использоваться различные опросы, тесты, проведение оценки ассесмент-центром.
Зная ситуацию на рынке и состояние компании, можно сделать определенные выводы по угрозам и возможностям, слабым и сильным сторонам применительно к конкретному рынку. Для этого целесообразно использовать широко известный и пополяризованный метод SWOT-анализа. SWOT-анализ позиционируют как самостоятельный способ анализа, однако мне кажется, что его предпочтительнее использовать в качестве сводной таблицы с выводами, при этом добавляя данные. По сути, все предыдущие исследования - частные случаи общего анализа, данные которого сводятся в таблице SWOT-анализа.
Итоговые данные по микросреде, макросреде, состоянию компании, выводы по ситуации и открывающимся возможностям и угрозам может быть сведена в аналитическую записку - документ, который ляжет в основу дальнейшего планирования, как основной источник данных.
Стоит заметить, что в процессе планирования ситуация на рынке может меняться, что хорошо видно на примере рынка России, поэтому во время планирования данные анализа по крайней мере микро- и макросреды стоит сверять с обстановкой здесь и сейчас.