Бизнес-планирование: Анализ окружающей среды и положения в ней компании. ч.1.

Jan 07, 2015 19:36



Что ж, новый год наступил, праздники вошли в спокойное русло, можно продолжить описывать этапы бизнес-планирования. Итак, мы решили ввязаться в какую-то авантюру, или решили выстроить планы на ближайшие несколько лет. С чего начать планирование? Как и перед началом любого дела, стоит огляндеться, то есть сделать

анализ окружающей среды, и положения компании в этой среде. Такой анализ позволит определить привлекательность отрасли (направления бизнеса) и выявить возможности компании в отрасли и тонкие места, на которые стоит обратить внимание.

В рамках данного анализа можно выделить анализ:

  • микросреды

  • макросреды

  • состояния и возможностей компании

  • сводный анализ на основе данных предыдущих пунктов.


Макросреда от микросреды отличается тем, что в макросреде рассматриваются внешние факторы:

  • политическое состояние (мира или страны),

  • экология,

  • социальные аспекты,

  • в некоторых случаях этнические, географические и другие.


Соответственно для анализа этих факторов используется PEST- анализ (political, economical, social, technological) его модификации с учетом дополнительных факторов - PESTLE, SLEPT, STEEPLE. К слову, порядок букв, как и факторов, значения не имеет, и выбран по сути только для лучшего запоминания аббревиатуры метода. Да и сам метод по сути чеклист с задачами, что нужно проверить и исследовать. Методы же выбирает сам исследователь, что в общем-то обуславливает трудности метода - трудно понять границы макросреды, неочевидна необходимость при планировании на короткий срок.

Микросреда же содержит в себе факторы, непосредственно относящиеся к интересующему рынку:

  • потребители,

  • поставщики,

  • конкуренты,

  • продукты-заменители

  • и, как сумма предыдущего, уровень конкурентной борьбы.


Для анализа микросреды используется метод пяти сил Портера, который как раз исследует вышеперечисленные факторы. Анализ микросреды помогает более адекватно оценить обстановку и поставляет данные для дальнейшего анализа, например SWOT.

В отличие от PEST-анализа, этот метод имеет более четкий перечень того, что нужно узнать для каждого из факторов. Например, для анализа возможных продуктов-субститутов:

  • склонность потребителей к их покупке (нет белого хлеба - купили черный),

  • анализ цены и качества (соотношение и доступность по сравнению с товаром компании),

  • насколько продукт компании и заменители различаются в голове у потребителя (колбаса и сосиски),

  • стоимость переключения на заменитель (например сопутствующие расходы).


Конкретные же методы получения данных зависят от возможностей компании и доступных ей ресурсов. Это может быть и опрос существующей клиентской базы, и обзоры в профильной периодике, и анализ разрозненных данных из различных источников. Да в общем-то промышленный шпионаж также служит этим целям.

бизнес-планирование, работа, пять сил портера, этапы планирования, бизнес, стратегическое планирование, PEST-анализ

Previous post Next post
Up