Вступительная работа во ВГИК. Замысел фильма.

Jun 29, 2009 00:52

Замысел фильма. Общая трактовка одного из коротких рассказов русской классической прозы (А.Чехов, Л.Толстой, М.Булгаков, В.Шукшин и др.) и элементы возможного экранного воплощения - сценарный ход, характеристики внешнего облика персонажей, мест действия, обстановки и др. Объем - не более 3 страниц.

Замысел фильма (по рассказу В.Шукшина "Верую!")
Ознакомиться с текстом можно в приложении, если его примут в комиссии. (http://www.lib.ru/SHUKSHIN/veru.txt)

Рассказ "Верую!" - философическая комедия Василия Шукшина, начинается с описания "обыкновенного" героя, по имени Максим Яриков, "болящая душа" которого, выдает наличие в его складе творческого начала; творческого начала, которое вызывает у близких только недоумение и становится поводом для насмешки. Стремясь обрести душевный покой, Максим обращается к православному батюшке, который как раз гостил у его знакомого, Ильи Лапшина. Так как имени батюшки автор не сообщает, условимся называть его Попом, как в тексте (Поп - самый яркий персонаж рассказа, раскрывающий основной смысл произведения). Поп поучает Максима, рассказывая ему о своем мировоззрении (замечу, совершенно отличающемся от того, которое принято называть религиозным). Мировоззрение Попа очень интересно: он воспевает Жизнь, во всех ее проявлениях, сравнивает ее с гонкой против других людей, в неизвестном направлении. Рассказ завершается общей молитвой и, даже, небольшим импровизированным ритуалом поклонения Жизни, включавшем пляски и частушки.

Рассказ привлекателен содержанием философской беседы Максима с Попом, а также, сочетанием абсурда и реализма: странный характер Попа ярко выделяется на фоне обыкновенного деревенского антуража. Таким образом, у фильма, снятого по этому рассказу, может быть два зрителя и два жанра: комедия абсурда и философская притча. Из этих двух жанров я бы сделал ставку на философское содержание рассказа, такой подход представляется мне более жизнеутверждающим.Сцены

Вид из окна: Дом Максима стоит на окраине деревни, из окна видна дорога - главная деревенская улица; дом Ильи Лапшина на другой стороне улицы. Вдалеке, через непроходимые сугробы виднеется лес. Пусто.
Дом Максима: В центре кадра окно, за которым заметен зимний пейзаж. Справа от окна, у стены, завешенной ковром, стоит железная кровать, на ней сидит, положив локти на колени, сам Максим Яриков. Возле него его жена, вышивает полотенце. Слышно как жужжат мухи.
Двор Максима: Пустой двор. Вытоптанная тропинка идет вдоль дома от крыльца к старой калитке, прикрепленной к выцветшему деревянному забору. Вдоль тропинки, у стены, сложены дрова. Около калитки стоит небрежно сколоченная, но крепкая, деревянная будочка, предназначенная для собаки: средних размеров, неопределенной породы и такого же неопределенного окраса.
Улица: Щебневая или из бетонных плит дорога, с лужами в выбоинах, разделяет дом Максима и Ильи. У Ильи высокий забор, за которым зеленеют деревья, стоящие сплошной стеной. Налево от забора, метрах в десяти, к высокому шесту прикреплен фанерный скворечник. К шесту на уровне груди прибита кормушка.
Дом Ильи: По центру, словно монумент, стоит печь, к ней с тыльной стороны прислонен ровный деревянный стол, укрытый белой скатертью из под которой виднеются точеные ножки стола. На столе нехитрая закуска, сложенная на разделочной доске вместе с ножом, которым ее нарезали, необычного формата склянка со спиртом, графин с водой. За столом на табуретах восседают Поп с хозяином дома. На такой же табурет, рядом с Попом, усаживается Максим.Персонажи

Максим Яриков - ничем особенным не примечательный мужчина среднего возраста, с правильными чертами лица, но простоватым выражением на нем; в рубашке, расстегнутой на две верхние пуговицы и закатанными до локтей рукавами; в темных брюках из толстой шерсти.
Людмила Ярикова, жена Максима - крупная деревенская женщина, очень эмоциональная, с "по-бабьи" высоким голосом. Она одета в домашнее платье и фартук. На голове у нее белый платок.
Илья Лапшин - молодой холостой мужчина, с пышными усами и остекленевшим от выпитого взглядом. Когда мы его встречаем, он сидит за столом, подперев голову руками и пытаясь сохранить достоинство. Его рубашка, расстегнутая на верхнюю пуговицу, явно не первой свежести.
Поп, родственник Ильи - Крупный шестидесятилетний мужчина, с пронзительным взглядом глубоко посаженых или окруженных морщинами глаз, с широкой курчавой седой бородой и длинными распущенными волосами. Полный жизненной энергии, неудержимый, словно медведь. У него умный и ясный, но холодный взгляд. Одет в рясу и серый подрясник.Сценарный ход

К вступительным титрам демонстрируется занесенный снегом скворечник, прикрепленный к длинной палке, воткнутой в землю у раскидистого куста (или сиреневого дерева, или рябины). На этот скворечник обычно смотрит Максим, стоя у окна.

Камера демонстрирует зарисовку двигателя, размером со спичечную коробку, которую выполняет милицейский старшина, по описанию Максима, возбужденный голос которого мы слышим за кадром - он рассказывает о своих контактах с американскими шпионами. Камера переходит с рисунка на лицо Максима. Он сидит дома на своей кровати и со слезами на глазах кричит, что он хуже Власова и его нужно отправить босиком в Магадан. Максим закрывает лицо руками, из его груди вырывается стон. На стон реагирует жена, начинает поддевать своего благоверного. Они ссорятся (по тексту рассказа); Максим, пытаясь успокоиться, подходит к окну. Мы видим пейзаж, на котором заметен давешний скворечник. На улице он обращает внимание на мальчика и говорит, как бы разговаривая сам с собой, немного оправдываясь: "Так же было сто лет назад. Что нового-то? И всегда так будет. Вон парнишка идет, Ваньки Малофеева сын… А я помню самого Ваньку, когда он вот такой же ходил, и сам я такой был. Потом у этих - свои такие же будут. А у тех - свои… И все? А зачем?" На другой стороне улицы, в доме Ильи, в освещенном окне он замечает движение и собирается уходить. Людмила спрашивает его, куда он направляется. Одеваясь, он рассказывает о приезде Попа, выходит. Людмила провожает его обеспокоенным взглядом.

Максим уходит по тропинке от своего дома, теребит уши собаке, выбежавшей из конуры, пересекает улицу, подходит к скворечнику, очищает кормушку от снега, насыпает в нее горсть крупы.

Максим входит в дом Ильи; молча оставляет верхнюю одежду в тамбуре, проходит к столу. Илья, тем временем, бахвалится не убитыми бобрами. Происходит беседа, описанная в рассказе.

Камера оставляет героев в разгар буйства: на заднем плане она демонстрирует окно их избы, из которой доносятся приглушенные звуки, а на переднем скворечник, на который садится зимняя птичка.
Previous post Next post
Up