Принято считать, да и история культуры это запросто доказывает, что лучшие умы и самые творчески-восполенные сознания принадлежат мужчинам. А, кроме того, что лучшие, так еще и многочисленные. И дело тут не в количестве даже, а в том, что если видающийся талант принадлежит даме, то это скорее удачное для нас всех исключение из неписаных правил. Но правил и законов творческой самоидентификации и дальнейшей реализации потенциала не существует. Может и хотелось бы кому-то сознательно их нарушить, а нарушать-то и нечего. Социально-общественные базисы во всю рдеют сполохами женской эмансипации, и дамы с недавних пор даже получили право участвовать в выборах и посещать Колизей. Однако, это не явилось до сих пор причиной бума творческой реализации женщин. Отбросив критерии качества ввиду явного преимущества мужского лагеря, интересно было бы рассмотреть количественную лепту, внесенную девичьей деятельностью в культурное пространство. Ничего более очевидного, чем резвящаяся поп-стая на ум не приходит. Ведь там число смазливых дурочек и напомаженных идиотов примерно равно. Это всё конечно шуточки и женофобские ворчания. И пусть уж не обижаются те, кто не согласен. Тем не менее, правды доля в этом конечно есть.
Говоря об андеграундной и экспериментальной сцене в контексте дифференциальной оценки ее участников, стоит отметить ряд закономерностей. В создании экспериментальной музыки, на сколько мне известно, не было замечено чернокожих музыкантов. Даже гомосексуалистов немало, а вот негриков нет. Хотя и есть в природе сборник «Экстремальная Музыка из Африки», мне сложно представить музыкальное явление типа Afronoisе`а (по аналогии с Japanoise). Это больше напоминает либо формальный подгон под концепцию данной серии (в которой так же выходили сборники японской и русской экспериментально-шумовой музыки), либо стремление Уильяма Беннетта развенчать миф о «бледности» данной субкультуры. Кроме этого существуют сборники экспериментальной музыки, авторство которой принадлежит исключительно дамам. Вот на месте женщины в андеграундной музыкальной культуре я бы и хотел остановиться. Мне сложно определить, чья персоналия более значима, поэтому порядок упоминания последует абстрактный.
Винди Вебер (Windy Weber) - участница дуэта Windy & Carl. Впервые музыку этой группы я услышал в 98 году. Это были альбомы «Antarctica» и, по-моему, «Depths». В то время я знал, что такое Аншлюс Австрии, но ни малейшего понятия не имел о своеобразии лексикона музыкальных критиков в целом и о drone ambient`е и post rock`е в частности. Тогда, потрясенный, я называл эту музыку метафизической, подсознательной, существующей на уровне передачи мыслей на расстоянии. Я оказался за бортом сознательного существования, вне пространства и времени, подобно доктору Фаусту, созерцающему мгновение. Прошло с тех пор 10 лет. Windy & Carl, как и прежде посылают фантасмагорические флюиды своими свежими альбомами, а Windy Weber с криком «I Hate People» запускает в прохожих одноместные бумажные самолетики, за штурвалом которых нигилизм с каменным лицом и призрение к роду людскому, подглядывающее в иллюминатор.
Вики Беннет (Vicki Bennett) - давно уж мной обожаемая единоличная участница «People Like Us». Ее работы - это всегда захватывающее путешествие по волнам радиостанций, о которых уже не помнят дедули и бабули. Шипящие и скрипящие голоса забытых эстрадных героев, по памяти о которых, покачиваясь, скользит иголка граммофона. Абстрактные коллажи из кантри-триллеров и детских голосов складываются в изящные кружевные звуковые полотна. На протяжении почти всей своей карьеры Вики регулярно сотрудничала с разными музеями современного искусства; делала звуковые инсталляции и авторские бэкграунды для дадаистских выставок, а так же снимала и демонстрировала коллажные видео перфомансы. Значительный интерес вызывают огромное множество ее живых выступлений на всевозможных фестивалях и радио шоу. Еженедельное радио шоу «DO or DIY» она ведет сама на протяжении последние 5 лет. В течении года аудитория этой программы насчитывает около 50,000 человек. Широко известны ее совместные проекты, в том числе с Дрю Даниэлем, Мартином Шмидтом и Ёном Ляйдекером.
Шантель Пасамонте (Chantal Passamonte), она же всем известная Mira Calix. После 20 лет прожитых с рождения в ЮАР, она переехала в Лондон, где вплотную занялась музыкой. С этого момента Mira Calix стала неотъемлимой частю Warp Records. И, думаю я, что бы ни происходило с музыкальными концепциями лейбла, если Warp будут издавать Mira Calix, интерес мой к нему не иссякнет. У меня вызывает лишь восхищение мастерство Шантель в обращении с сэмплами, коллажной техникой и конкретной музыкой. Одна только сюита автомобильных клаксонов чего стоит! Невозможно не отметить особо звучание классических струнных партий, архангельские песнопения и грохот страйка в кегельбане, заменяющий раскаты грома. Примечателен еще и тот факт, что Шантель Пасамонте - боевая подруга и благоверная женя Шона Бута из Autechre (жены, они же все благоверные).
«Ovro». Настоящее имя этой финской девушки мне не известно. Но известно, что абы каких музыкантов лейбл Some Place Else не издает. Работы Ovro это канатное балансирование между истошными хрипами и мягкими шорохами полевых записей. Вероятно, прозвище «чудо-девочка финской экспериментальной музыки» Ovro получила благодаря способности создавать неповторимый кинематографичный ландшафт и леденящую, гулкую атмосферу. В рамках фестивальной программы «Noisy Women» Нико Скорпио и Ovro выступали в Петербурге два года назад.
Жоан Ля Барбора (Joan La Barbara). Знаменитая дама - композитор, перформер, саунд-артист - всю жизнь занималась изучением возможностей человеческого (и в некоторых случаях просто нечеловеческого) голоса. Она есть яркий представитель музыкального авангарда второй половины ХХ века. На ее счету введение в гипнотический ступор гостей концертного зала Колумбийского университета при исполнении полуторачасового произведения Мортона Фелдмана "Три Голоса". Она много работала вместе с Джоном Кейджем, в том числе участвовала в его последнем концерте.
Паулина Оливерос (Pauline Oliveros) - американский композитор и исполнитель, кроме того, признанный пионер электронного авангарда. Родилась в начале сороковых годов. Для своих звуковых перфомансов она использовала аккордеон, предварительно модифицировав его традиционное звучание при помощи электронных приспособлений и устройств. В начале 60-х в Сан-Франциско вместе с Суботником и Сендером организуют Tape Music Center. Она стала изобретателем множества феноменальных на то время техник звукового синтеза, которые использовала в своих выступлениях.
Мишель Бокановски (Michèle Bokanowski). Эту француженку подвигло на занятие музыкой прочтение работы Шеффера «В Поисках Конкретной Музыки». Получив традиционное музыкальное образования, она поступила на курсы Пьера Шеффера. Началась ее карьера аж в начале 70-х. С тех пор она записала немало работ для театра и кино. Но музыка, представленная Мишель Бокановски в альбоме «Tabou» более 30 лет назад, ни чуть не кажется старомодной и неактуальной. Скорее наоборот. Атмосфера альбома пронизана ощущением тотальной концентрации в короткий момент времени. Особенно обращаешь внимание на цикличность каких-то нервозных вдохов и монотонных вкрадчивых глухих стуков. И в процессе внимательного прослушивания, звук растворяется, проникает в слушателя незаметно, как вирус, вирус забвения и одиночества.
«Zipper Spy» - детище Марии Моран для меня представляет особый интерес. Всё началось с альбома «Icki Beats», вышел который на интереснейшем лейбле Ground Fault в 1999 году и стал его первым релизом. Как всё началось, так, по большому счету, и закончилось. Это единственный альбом Марии, хотя кроме него издавалось несколько 12-дюймовок. Материал на нем представлен, надо сказать, захватывающий - энергичный ритм, хотя конечно ритмом в традиционном понимании это назвать сложно. Уникальная и самобытная техника цифрового семплирования и коллажной композиции в умелых руках Марии Моран создают завораживающий музыкальный продукт, в котором сочетаются элементы танцевальной, шумовой и эмбиентной музыки.
Норвежские нойз-богини Майя и Софии (Maja Ratkje & Hild Sofie Tafjord) более известны по совместному проекту «Fe-Mail». Предварял появление на свет «Fe-Mail» в 2000 году период «ухаживания» длинною в 5 лет, а именно участия Майи и Софии в импровизационном, авангардном квартете «SPUNK». Их дуэт является ярким представителем Скандинавской (а точнее Норвежской) экспериментальной школы. По большому счету «Fe-Mail» это шумовой проект. Настолько шумовой, что их музыку даже сравнивали с работами Акифуми Накаджимы - основателем и идеологом «Aube». Кроме цифрового синтеза, они достигают своего авторского мутно-«белого» шума, осваивая техники семплирования, полевые записи и аналоговую электронику. На их счету несколько альбомов, выходивших на лейблах RRRecords, Important, PsychForm Records. Самые занятные работы представлены на альбомах «All Men Are Pigs», «Syklubb Fra Hælvete» (2004) и «Blixter Toad» (2006). «All Men Are Pigs», кстати, записан совместно с еще одним норвежским экспериментальным виртуозом Lasse Marhaug - половиной группы «Jazzkamer».
Лили Нови (Lili Novy), чудный сценический псевдоним которой - Frl. Tost. Постоянная участница групп Gnostic Gnomes и Nový Svět, который успешно нанизывают бусины краутрока, абстрактного эмбиента и истинного фолка на нить экспериментальной музыки. Музыкальные произведения, созданные Frl. Tost можно услышать на сборнике всех участников группы «Mushroom's Patience» и компиляции 2000-го года «Extreme Music From Women». А вот две композиции с ее единственного сольного альбома «Deaf Record With Nimetön's Transparence» (2002), вышедшим тиражом в 23 копии на самом деле никто и никогда не слыша. И не потому, что такой мизерный тираж не в силах выйти в массы, а потому, что запись на обеих сторонах пластинки просто-напросто отсутствует! Приложи Лили Нови к пластинкам набор с иголками, гвоздями и крупной наждачной бумагой, не избежать ей славы «The Haters».
Появление женщины в искусстве - это не всегда феминистические конвульсии и лозунги из манифеста Валери Соланас на красных флагах. Скорее это редкий луч ледяного солнца над серыми сопками в полярную ночь. Женщине не надо размышлять, ей надо просто быть..
Womans - Different Songs