"Мужик?.. Рабочий?.. Прочь их! - / Воскликнул хор сатрапов!"

Aug 21, 2013 15:07


Пускай шипит слепая злоба,
Пускай грозит коварный враг,
Друзья, мы станем все до гроба
За правду - наш победный стяг!
(Демьян Бедный, 1912)

"That doesn't even make sense," said Hollier.
"It's patriotism - doesn't have to," said Penny.
(Robertson Davies, The Lyre of Orpheus)
Позавчера весь день читала Маяковского, с 1912 по 1917 год включительно. ( Read more... )

intelligence adorable, советский шекспир, сеять разумное, глажка газет утюгом

Leave a comment

Comments 14

ij0n_tichy August 21 2013, 19:50:09 UTC
ви будете смеяться, но мне 12 казалось всегда самой суровой антибольшевистской поэмой :)

Reply

queyntefantasye August 22 2013, 17:53:36 UTC
Вот-вот, идеологически невыдержано! можно по-разному интерпретировать.
Но Блок, насколько я понимаю, вполне был увлечен идеей, много работал на благо революции, а вот описать неоднозначно не смог. :)

Reply

ij0n_tichy August 22 2013, 18:11:39 UTC
хотел как лучше, а получилась страшная правда :)

Reply

queyntefantasye August 22 2013, 23:17:49 UTC
В этом и проблема с красотой. "Но красота и правда - одно, / Мы братья, я и ты."

Reply


steblya_kam August 22 2013, 07:17:41 UTC
Странно, я всегда воспринимала "12" как резкую сатиру на большевиков. (Мемуары Георгия Иванова известны своей, мягко говоря, недостоверностью).

Reply

queyntefantasye August 22 2013, 17:51:41 UTC
Насчет недостоверности Иванова я полностью верю. В то же время, они показывают, что по крайне мере он воспринимает это произведение не как сатиру ( ... )

Reply

steblya_kam August 23 2013, 10:07:01 UTC
Дело в том, что по поводу "12" мнения расходятся чётко 50:50 - "про" или "анти". Мне кажется, что Блок пытался написать "про", но получилось "анти" (как у Платонова с "Чевенгуром ( ... )

Reply

queyntefantasye August 23 2013, 16:45:48 UTC
Очень любопытная и логичная теория про воображаемого Христа (хоть я и не согласна - мне кажется, что это часть ранней идеи, будто большевизм каким-то образом продолжает идеалы христианства).

"Как-то не верится, что Блок был настолько ослеплён идеализмом, чтобы не видеть гротеска ситуации."
Согласна, но с другой стороны убийство проститутки не отменяет мировой пожар... мне всегда казалось (но я совершенно не специалист по Блоку, скажу сразу), что присутствием Христа показана острая необходимость этого локального гротеска, грязи, ужаса. Это не может быть иначе - а откуда ему быть иначе, если идут необразованные, искореженные старым миром? - но это только несовершенный отблеск возвышенной борьбы за новый мир, в котором такое невозможно.
Как-то так.

Но вот про "Чевенгур" мне невозможно поверить, что Платонов его писал "про".

Reply


ztatyan September 11 2013, 19:46:07 UTC
Типичное для Маяковского высокомерное презрение ко всем и вся.

Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

При этом учёного этого безголового и кривого далеко отпускать нельзя, потому что скоро он пригодится:

Вижу,
вижу ясно, до деталей.
Воздух в воздух,
будто камень в камень,
недоступная для тленов и крошений,
рассиявшись,
высится веками
мастерская человечьих воскрешений.
Вот он,
большелобый
тихий химик,
перед опытом наморщил лоб.
Книга -
«Вся земля», -
выискивает имя.
Век двадцатый.
Воскресить кого б?
- Маяковский вот...
Поищем ярче лица -
недостаточно поэт красив. -
Крикну я
вот с этой,
с нынешней страницы:
- Не листай страницы!
Воскреси!

Типок тот ещё.

Reply

queyntefantasye September 11 2013, 22:35:19 UTC
Честно говоря, мне это не кажется высокомерным презрением. Какое-то такое простодушное самовосхваление, даже не обидно.

Reply


Leave a comment

Up