Пускай шипит слепая злоба,
Пускай грозит коварный враг,
Друзья, мы станем все до гроба
За правду - наш победный стяг!
(Демьян Бедный, 1912)
"That doesn't even make sense," said Hollier.
"It's patriotism - doesn't have to," said Penny.
(Robertson Davies, The Lyre of Orpheus)
Позавчера весь день читала Маяковского, с 1912 по 1917 год включительно.
(
Read more... )
В общем и целом, идея, что большевики продолжают дело христиан (правильных христиан, естественно, которые стремились к равенству и братству), имелась в ранних стадиях имелась - у меня есть где-то подборка материалов по этому поводу. Часто поминались события 16-го века в Мюнстере как прототип октябрьской революции. Но то, что Блок был резко про-большевизм, пишет и Чуковский.
Он, например, цитирует из его дневника:
"«Так вот каков человек, - пишет Блок.- Беспомощней крысы, но прекрасней и выше самого призрачного, самого бесплотного видения. Таков обыкновенный человек. Он не Передонов и не насильник, не развратник и не злодей... Он поступает страшно просто, и в этой простоте только сказывается драгоценная жемчужина его духа. А истинная ценность жизни и смерти определяется только тогда, когда дело доходит до жизни и до смерти».
Эта вера делала Блока таким оптимистом, когда он призывал революцию. Он был уверен, что революция сумеет обнаружить в человеческом мусоре «драгоценные жемчужины духа»."
Reply
Резко "про" Блок был году этак в 16-м. "12" писались уже тогда, когда у Блока сожгли библиотеку. Это не могло не повлиять на настроение. С одной стороны, понятно, что автор всё ещё верит в возможность и желательность мирового пожара, с другой стороны - в данном конкретном случае попытка мирового пожара свелась к убийству проститутки. Как-то не верится, что Блок был настолько ослеплён идеализмом, чтобы не видеть гротеска ситуации.
А про Христа у меня есть своя теорийка. Максимилиан Волошин, чтобы отмазать Блока, выдумал, будто Христос не возглавляет карательный отряд, а убегает от него. Это, конечно, бред. Зачем убегать от большевиков с их же флагом в руках? Да нет, "к сожалению, именно Христос". Моя мысль простая, но ни в одной статье по блоковедению мне не попадалась: это воображаемый Христос, которого видят перед собой сами герои, убеждённые в правоте своего дела. Именно поэтому он так странно выглядит - с кровавым флагом и в белом венчике из роз (в меру представлений матросов о Христе).
Reply
"Как-то не верится, что Блок был настолько ослеплён идеализмом, чтобы не видеть гротеска ситуации."
Согласна, но с другой стороны убийство проститутки не отменяет мировой пожар... мне всегда казалось (но я совершенно не специалист по Блоку, скажу сразу), что присутствием Христа показана острая необходимость этого локального гротеска, грязи, ужаса. Это не может быть иначе - а откуда ему быть иначе, если идут необразованные, искореженные старым миром? - но это только несовершенный отблеск возвышенной борьбы за новый мир, в котором такое невозможно.
Как-то так.
Но вот про "Чевенгур" мне невозможно поверить, что Платонов его писал "про".
Reply
Reply
Не знаю, возможно, я ошибаюсь. Но ведь в "Чевенгуре" он сознательно доводит утопию до абсолютного абсурда.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment