Задолго до моей поездки в Вашингтон мы пошли с бывш. Суровым Мужчиной на хоррор-фильм "Вскрытие неизвестной" (The autopsy of Jane Doe), причем вообще случайно пошли. На самом мы все думали, что это детективный триллер: и я, и СМ, и даже моя коллега, которой я краткое описание показывала. Поэтому я оказалась эмоционально неподготовлена к тому ужасу, который мне пришлось пережить.
Про фильм я скажу три вещи, все спойлеры:
Во-первых, изумительный пример ружья, которое не выстрелило. Собственно, то, что через полчаса СМ всерьез обеспокоился моим душевным здоровьем и предложил плюнуть на все и уйти, было вызвано как раз этим мучительным предчувствием, которое - почти гениально - не удовлетворяется.
Завязка фильма такая: в каком-то маленьком американском городке полицейские изучают сцену преступления - дом местной благопорядочной семьи. Все члены семьи, включая детей, не просто убиты, а истерзаны и обезображены. Полиция в замешательстве. Никаких признаков вторжения нет. Главный детектив глубокомысленно говорит, что, мол, совершенно непохоже, что кто-то сюда ворвался. Скорее, такое впечатление, что кто-то хотел отсюда вырваться...
А в подвале дома полицейские обнаруживают обнаженный (но симпатичный) труп молодой девушки, полузарытый в землю. И сразу же везут его местным добропорядочным паталогоанатомам, в приличный семейный бизнес отца и сына. И три четверти кино этот довольно милый, но подозрительно бодрый труп девушки лежит у них на столе, смотря невидящими глазами, и сначала они его вскрывают, потом начинает твориться нехорошее, а зритель все ждет, что вот она двинется - но она не двигается. И это очень сильный ход, и очень изматывает.
Во-вторых, того, кто придумал для фильма объяснение происходящему, надо бить розгами.
На самом деле, им надо было не мудрствовать лукаво, и использовать то хорошее, что у них уже было, а именно мертвую девушку на столе. И, может быть, даже вообще не объяснять, откуда она взялась. Какая, собственно, разница? Откуда вообще берется все страшное? Или хотя бы привязать это объяснение к центральной метафоре (об этом чуть позже). Но нет. Для серьезности нужно добавить историческую подоплеку, а так как дело происходит в смолл-таун Америке, и труп женский, и происходит нехорошее, то ответ очевиден.
Да-да, салемские ведьмы. Они вообще сейчас опять стали модны.
Но норвежский режиссер не стал себя утруждать историческими деталями, а придумал уже свое, более интересное. В частности, что салемских ведьм страшно мучали. Как-то: отрезали языки, резали ножом, ломали все кости в теле, кормили ядом, заставляли глотать цитаты из Библии, снимали кожу, татуировали на ней таинственные ведьмо-выгонятельные символы и заворачивали обратно. Потом сжигали заживо. Любопытная деталь: оказывается, уже в конце семнадцатого века салемские ведьмы носили корсеты, причем затягивались так, что деформировали себе талию. Так вот поселения Новой Англии опережали европейскую моду на века.
Естественно, что после всего этого замученная девушка не умерла, а на самом деле стала ведьмой (не спрашивайте) и начала страшно мстить. Или пытаться ожить? Тут, в общем, не очень понятно, потому что все эти псевдо-исторические детали никак к общей надстройке фильма не привязаны и неизвестно зачем нужны, кроме как заставить меня краснеть за независимое кино.
В-третьих, как по мне, так в этом фильме совершенно гениальная центральная метафора, привязанная к проблеме, которую еще Стивен Кинг сформулировал, сказав (уж не помню, где), что родной дом - это такое место, где тебя так любят, что никогда-никогда не хотят отпускать. Неспроста в конце первой сцены главный детектив говорит так многозначительно: сцена выглядит так, как будто из этого дома кто-то пытался вырваться. И это то, о чем может быть так трудно говорить напрямую: что иногда мы так друг друга любим и так друг о друге заботимся, что готовы съесть и убить, но не отпустить.
Итак: приличная, добропорядочная семья паталогоанатомов состоит из отца и сына, которые некоторое время назад потеряли мать и жену. Позже, из разговора становится понятно, что она скорее всего покончила жизнь самоубийством как результат тяжёлой депрессии, которую тем не менее её близкие не заметили. Отец, естественное, винит себя, цепляется за сына, хочет, чтобы тот унаследовал семейный бизнес, семейный дом, где в подвале уже много лет назад был устроен морг, и вообще был при папе. А у сына девушка, и уже давно, которая, естественно, не очень довольна такой ситуацией (бойфренд живет с папой, деньги получает от него же, и в любой момент его могут отозвать домой, вскрывать труп). И хочет девушка, чтобы тот вырос бы уже из пеленок, перерезал бы пуповину, съехался бы с ней и искал бы свое собственное призвание в жизни. Ну а сын, как приличный мальчик, мучается чувством вины, причем сразу перед всеми: девушке он уже пообещал съезжаться, и дату уже назначил, и планов напланировал, а папе все боится говорить - огорчится ведь папа, один у него сын свет в окошке.
А власть ведьминская такая, что как начинают они труп вскрывать, то находит на них морок, будто дом их отрезан от мира: радио передает бурю, град, шторм и практически землетрясение, и двери от шквалов ветра не открыть. Остались они вдвоем, закуклились в своей семье, и только девушка сына смогла войти. И приличный папа-паталогоанатом зарубил ее топориком. Морок. Посмотрел и увидел вместо девушки - зомби, который хочет их сожрать, особенно ребенка. Он хотел как лучше. Защищал себя и сына. А оказалось, что не зомби - а мертвая девушка. Зато семья спасена.
Ну и в конце концов все по тому же сценарию: отец приносит себя в жертву, чтобы сын спасся. Потому что родители все для ребенка сделают, жизнь положат, чтобы тому было хорошо. И вот когда сын уже бежит сквозь родной дом к выходу, чтобы вырваться наконец из этого проклятого места, встает перед ним мертвый отец... В общем, не удалось сыну сбежать из отчего дома, недостаточно силен духом оказался, как оно часто и бывает. А наутро оказалось, что не было никакой бури снаружи, спокойная ночь, а отрезанность от мира, закукленность дома - только иллюзия. Когда приходит тот самый детектив, то опять не находит никаких признаков, что кто-то к ним вломился - скорее, что кто-то пытался оттуда вырваться.