автор Мэри Поппинс в гостях у большевиков

Jun 03, 2017 21:31

Оказывается, в тридцатых годах Советский Союз предлагал туры для западных гостей, чтобы они своими глазами убедились в достижениях пост-революционной России. В 1932 году, Памела Трэверс, тогда еще малоизвестная писательница, купила тур Ленинград-Москва-Нижний Новгород (очень хотела посетить Казань, но ей отказали), а вскоре после возвращения опубликовала книгу "Московская экскурсия" (Moscow Excursion), дав вместо имени автора инициалы P.T.

Это очень короткая и милая книга, которую я всячески рекомендую; много интересного о повседневной жизни советской России глазами туриста. Несколько любопытных подробностей:

1) По официальной версии, в Советском Союзе нет функционирующих церквей. Но Памела и другие туристы быстро выясняют, что это неправда: в Москве в 1932-мнетрудно найти церковную службу, и не только православную.

"В церкви нас не пускают; нам разрешается только смотреть снаружи на сверкающие луковицы. Каждый раз нам говорят, что церкви закрыты или переделываются в школы. Но вчера я проскользнула за спиной гида, пока она учила куриного фермера истории, и проскользнула через мозаичную дверь в темноту, освещенную свечами. Служба была в самом разгаре, и церковь была набита битком. Какая-то фигура отделилась от стены и, как привидение, двинулась ко мне. Она была завернута в обычную тут неприметную одежду, а к ногам тряпками привязаны остатки обуви. Она начала говорить со мной по-французски, подгоняемая страхом. Это был невыносимо. Я дала ей несколько рублей, и она быстро засунула их куда-то в лохмотья, и опять упала на колени. [...] "А, мы их впитываем [absorb]!" сказала гид небрежно, когда я позже спросила ее, что стало с старыми русскими. Ну, наверное, "впитываем" тоже подходящее слово."

Зато в храме Василия Блаженного висит "советская версия битвы между Св. Георгием и Драконом. В нижней части картины, члены пролетариата бьются в тисках огромного монстра, огнедыщащего и с железными когтями. Чуть выше - несколько чертей в цилиндрах (явно черти-буржуи) вкладывают свою лепту, толкая пролетариев глубже в объятия монстра своими копьями и трезубцами. Но помощь близка. Картина увенчана спасителем, весь в чистом голубом свете дня, с героическим сиянием вокруг головы, а за ним все небесное войско. Голова с короной - Ленин, и среди следующих за ним ясно различимы Сталин, Калинин, Молотов, и т.д. Неудивительно, что Белая Армия удирает из картины направо, со всей возможной лошадиной скоростью."

2) В это время Россия все еще оперирует пятидневной неделей (каждый пятый день - выходной). Я, честно говоря, думала, что этот эксперимент по перестройке календаря как начался, так вскоре и закончился, но нет, в 1932-м году, по словам Памелы, каждый Пятый День никто не работает.

3) Разводы были чрезвычайно легки: "Гид объяснила, что для получения развода, достаточно желания одного человек из пары. Он - или она - просто посылает карточку регистратору, заявляя, что он - или она - больше не хочет состоять в браке. Это прямо как Арабские Ночи. Ты желаешь, и твое желание сразу же удовлетворяется. Тому, что хочет развестить, даже не обязательно (по словам гида) спрашивать своего супруга или супругу. То есть очень возможно, что ты можешь проснуться одним утром и узнать, что ты больше не муж или жена".

4) В конце концов Интурист отказывается везти Памелу и других членов ее туристической группы в Нижний Новгород, объясняя, что все судна сломались. По словам Памелы, она не может припомнить, чтобы кто-то, побывавший в Советской России, видел Нижний Новгород.

5) По всей видимости, даже в больших городах была отчаянная ситуация со свежими овощами и фруктами, так как, по совету знакомых, Памела привозит с собой лимоны и на один вечер становится самой популярной девушкой в своем отеле.

6) Люди, с которыми общается Памела - и даже люди, которых она видит на улице - по большей части выглядят счастливыми и фанатично преданными идее.
Ну, пока она не достает лимоны.

А потом Памела вернулась в Англию и начала свой знаменитый роман для детей - о том, как же все-таки трудно найти хорошую прислугу.

советский реализм, vyglâdyvaûŝimi

Previous post Next post
Up