Мне всё время казалось, что восприятие "Собачьего сердца" сильно искажено фильмом Бортко. Потому что Филипп Филиппыч, ну, нигде не положительный. И он такая же часть системы...
Согласна! я хотела что-то вроде этого сказать, но у меня воспоминания о фильме очень эпизодические, из детства, только помню удивление от контраста с книгой, и именно в образе Ф.Ф.
Но его - Ф.Ф. ведь цитируют практически как пророка интеллигенции какого-то. Несмотря на то, что занятия его очень и очень сомнительны.
И вся правота Ф.Ф., вся его сила выражается в шантаже сильных мира сего "сейчас уеду от вас"... Неудивительно, что именно он и стал "пророком"! Советская интеллигенция могла выживать только так, с сильным покровителем. Или работая на того, у кого есть покровитель -- и это уже Борменталь.
Тут, возможно, несколько зависит от угла зрения. В 20-е года, особенно в первой половине, еще было вполне возможно верить в то, что революция дала - может быть не всем, но некоторым - новые возможности для экспериментации и роста. Взять хотя бы все эти бодрые экспериментальные театры. Но чем дальше, конечно, тем легче идентифицироваться с Ф.Ф.
Назад! Чего молотищами ухают? Назад! Кто спорит со мной, с разрухою? Здесь царствую я - царица разруха: я жру паровоз, сжираю машину. Как дуну - сдуну фабрику пухом. Как дуну - сдуну завод, как пушину. Я лишь взгляну - и чугунка не ходит. Грызну - и путь железный сглодан. И корчится в голоде город и в холоде, деревня от холода мрет и от голода.
Мне кажется, что кроме вполне прозрачной политической сатиры, в повести есть и не менее прозрачная мораль: опыты над людьми, да и над животными, это аморально. Сам Булгаков был врачом, кстати. Уверена, что он немало думал и над опытами Павлова и над попытками омоложения, столь модными в то время. Таким образом, профессор Преображенский никак не может быть персонажем положительным. Впрочем, у Булгакова таковых нет вообще, все имеют разные грани.
В каком-то краеведческом музее (в подмосковном Дмитрове, кажется) я видел репродукцию плаката 20-х годов, на котором была изображена старуха с клюкой и с подписью по горбу "Разруха" - а рабочие и крестьяне гнали ее поганой метлой.
Comments 34
Потому что Филипп Филиппыч, ну, нигде не положительный. И он такая же часть системы...
Reply
я хотела что-то вроде этого сказать, но у меня воспоминания о фильме очень эпизодические, из детства, только помню удивление от контраста с книгой, и именно в образе Ф.Ф.
Но его - Ф.Ф. ведь цитируют практически как пророка интеллигенции какого-то. Несмотря на то, что занятия его очень и очень сомнительны.
Reply
Неудивительно, что именно он и стал "пророком"!
Советская интеллигенция могла выживать только так, с сильным покровителем.
Или работая на того, у кого есть покровитель -- и это уже Борменталь.
Reply
Но чем дальше, конечно, тем легче идентифицироваться с Ф.Ф.
Reply
Назад!
Чего молотищами ухают?
Назад! Кто спорит со мной,
с разрухою?
Здесь царствую я -
царица разруха:
я жру паровоз,
сжираю машину.
Как дуну -
сдуну фабрику пухом.
Как дуну -
сдуну завод, как пушину.
Я лишь взгляну -
и чугунка не ходит.
Грызну -
и путь железный сглодан.
И корчится в голоде город
и в холоде,
деревня от холода мрет
и от голода.
Reply
Только что у Маяковского она не пожилая, но все равно какая-то богиня смерти.
Reply
Reply
Reply
Позволю себе сослаться: http://definite.livejournal.com/395219.html
Reply
(Мне возможный линк с Богдановым был особенно интересен из-за его связей с формированием ранней советской культуры. Но вы правы, конечно.)
Reply
Таким образом, профессор Преображенский никак не может быть персонажем положительным. Впрочем, у Булгакова таковых нет вообще, все имеют разные грани.
Reply
Reply
Reply
(попробовала поискать, но нашла только вот такую подборку плакатиков: http://propagandahistory.ru/180/Grazhdanskaya-voyna-v-Rossii--Plakaty-krasnykh--CHast-III/)
Reply
Leave a comment