тьма египетская: карающий Бог пост-советского христианства

Jul 20, 2014 15:14

Вернувшись из госпиталя, дедушка начал работать над обращением меня в христианство. Я была застигнута врасплох, так как в посещении церкви они никогда замечены не были, и никаких глупостей, вроде "возлюби ближнего своего", сроду не практиковали.
Быстро оказалось, что дедушкино христианство ограничивается двумя главными постулатами: 1) надо соблюдать религиозные праздники - не работать и не назначать никаких важных дат, и 2) бог накажет.

История первая: дедушкина двоюродная сестра вышла замуж на пасху (конец тридцатых годов). Во время свадьбы пошел дождь. И - тут дедушка значительно поднимает палец - всю жизнь она умывалась слезами! И даже сейчас очень несчастна. [до сих пор жива, оказывается. какие они все-таки долгожители с той стороны семьи]

История вторая: эту историю хорошо бы записать "со слов расказчика", одним длинным монологом, в стиле Петрушевской, но уж слишком она путаная. Суть в следующем: в поселке Аджимушкай рядом с бабушкой и дедушкой жила очень бедная женщина по имени Катя, чья дочка Люба почему-то жила в интернате. Катя страдала эпилепсией и как-то умерла у себя в постели. И ее объели ее многочисленные кошки. А Любу взяла к себе жить учительница из интерната. А участок достался, кажется, брату Кати, который только что отсидел.
Прошло лет пять, и участок купили у этого брата те соседи, которых я, собственно, знала: семья из трех поколений - мама-папа, их взрослая дочь с мужем-татарином, и их сын-младенец, Сережа (он на год меня, что ли, был старше). И тут кроется какая-то мутная история: то ли он продал его им по дешевке, чтобы иметь на руках деньги, то ли что, но была тяжба, которую они выиграли. Девушка Люба же никаких денег не получила. Более того, во время этой тяжбы эта семья переругалась с моими бабушкой-дедушкой и, по рассказам, устраивали им ужасные гадости, как-то - парковали мотоцикл под их деревьями, хотели строить стену между участками в неправильном месте (правда, перенесли, но ведь собирались!), и т.д.
И вот! - триумфально заключает дедушка, - было им божье наказание! Дед их умер, а Сережка - помнишь? его машиной сбило на велосипеде, в пятнадцать лет.

Понимаете? Бог сбил подростка машиной за то, что пятнадцатью годами раньше его родственники обидели сироту. Это мне одной кажется, что пост-советское христианство, как оно понимается в популярной культуре, так до сих пор и не вышло из Ветхого Завета? Не верят они ни в рай, ни в ад, а только в проклятия, передаваемые из поколения в поколения, только в прижизненное наказание, в ангела с огненным мечом, убивающего младенцев.

Интересно, за что Он, по версии дедушки, наградил Катю эпилепсией и объел ее кошками.

quotidiana, все пожрал проклятый долгоносик!, family matters, cultural collisions

Previous post Next post
Up