Публичные пространства: как их выявить и оценить качество

Oct 30, 2013 15:27




О публичных пространствах города нынче говорить весьма модно. При этом в силу отсутствия точного определения каждый понимает это по своему. Проблема термина, как мне, в том, что это понятие из разряда урбанистики - а ее ныне также понимают не совсем верно. Если что такое архитектура - всем в принципе ясно, то под урбанистикой нередко понимают городское планирование территорий, с упором на все те же строительные вопросы. Но если смотреть по сути, то урбанистика - это и социология, и экономика, и физическое удобство пользования средой, и мобильность, и даже романтика, в конце концов.

И не осознав каждой составляющей, не прочувствовав причинно-следственные связи в урбанистике, мы вряд ли сможем в полной мере осознать понятие публичного пространства. Потому оставлю теорию - и поговорю о практике, нашей, киевской. В целом цикле подобных статей, репортажей, измерений в разных уголках города, думаю, мы как-то найдем практическим способом методику оценки качества публичных пространств Киева.

Сразу скажу, что для меня публичное пространство - это некое место, территория, где люди проводят время - но, как ни странно, без какой-то либо конкретной цели. Ведь погулять мы идем в парк, покушать - в кафе, купить что-либо в магазин или на рынок. Если мы куда-то идем - то также публичное пространство нам не помощник, наоборот, здесь можно задержаться. Можно попробовать увязать понятие публичного пространства с пешеходной площадью - но ведь далеко не всегда это одно и тоже, чисто географически. Ведь та же Софиевская площадь по сути пешеходная - но публичного пространства там нет. Итак, публичное пространство - это место, где практически постоянно находятся люди.

Теперь перейдем к оценке качества. Подсчитать самих людей здесь чрезвычайно сложно - ведь важно не только их количество, пребывающее в одну секунду, но и продолжительность пребывания. Потому будем пользоваться косвенными методами и заодно оценим среду. Не берусь утверждать, что назвал все и нет здесь лишнего - но как по мне это такие составляющие.

1. Площадь в квадратных метрах, охваченная эффектом публичного пространства. Зачастую подсчитать это несложно, по крайней мере, выявить входы-выходы из публичного пространства.

2. Транспортная инфраструктура - станции метро и наземного транспорта, во многом создающие человекопотоки.

3. Крупные объекты, создающие большие человекопотоки - как делового назначения, так и туристического.

4. Пешеходная инфраструктура: наличие прямых свободных сквозных проходов, лавочек, ограничение парковки на пешеходной территории.

5. Уличная еда: начиная от чая-кофе и заканчивая микрокафе со столиками. При этом летняя терраса в киевском понимании - с закрытыми боками и местами и окнами не может восприниматься как часть публичного пространства в полной мере.

6. Малая торговля: киоски с прессой, водой-мороженным-пивом, цветочные киоски и другие малые архитектурные формы.

7. Архитектурные объекты, привлекающие внимание для фотографирования, степень их доступности (ракурс, перекрытие машинами и др).

8. Скульптурные и другие композиции, привлекающие для фотографирования "я и объект".

9. Уровень шума и загазованности от автотранспорта.

10. Возможности развития для увеличения площади с эффектом публичного пространства.

Итак, получилась десятка составляющих, по каждой из которых способ оценки, конечно же, будет разный. Об этом я еще поговорю на конкретных примерах, первым из которых будет Арсенальная площадь. Но это все - причины успеха или неуспеха публичного пространства. Интересны и следствия.

1. Рассредоточение пиковых нагрузок на транспортную инфраструктуру и тротуары. Публичное пространство превращается в некую пешеходную пересадочную станцию.

2. Обеспечение более умиротворенного психологического состояния пользователей пространства. Если это жители города, то это влияет на уровень преступности и домашнего насилия, а также производительность труда. Если это туристы - то у них появляется дополнительное желание еще раз сюда вернуться.

3. Развитие торговли и заведений общественного питания в ближайшей доступности от публичного пространства.

4. Улучшение использования зданий путем расположения в них большего количества всевозможных заведений и торговли.

5. Создание запоминающегося образа города/района не только через архитектуру, но и через комфорт использования.

Результаты более размыты - здесь еще стоит подумать и добавить список. Однако здесь первоочередными являются экономика, а также психологическое состояние общества. Конечно же, стоит еще обозначить способы формирования успешного публичного пространства, которых не так уж и много и они вытекают из списка десятки. Но это я буду делать уже на конкретных примерах - и оценив десяток-два публичных пространств, вполне можно говорить о реально эффективных шагах.

На том приглашаю всех желающих "в поле", наслаждаться Любимым Городом. В ближайших планах - Арсенальная площадь, в эту пятницу, 1 ноября, с 18 до 20 часов. Далее будут Золотые ворота, Театральная площадь, площадь Славы, Софийская площадь, Контрактовая площадь и многие другие - начнем с центра и не обязательно в таком порядке. Да, будут и жилые массивы - Лукьяновская площадь, "Колибрис", метро Житомирская, Московская площадь.

город, город есть любовь, Киевские проекты

Previous post Next post
Up