Киевская весна: хорошие новости любимого города

Jun 14, 2013 09:10



Эта весна выдалась в Киеве удивительной - но, наверное, в декабре мы скажем то же самое о всем 2013-м годе. Удивительное стечение обстоятельств, природных и техногенных факторов и конечно же людей и эмоций по сути разбудило город и подарило ему идею, шанс на развитие как комфортное пространство жизни для всех. Здесь катались на сноубордах по Андреевскому спуску и гуляли по пешеходному проспекту Победы, открывали наполненные глубоким смыслом скульптуры, наслаждались новыми парками и роскошными автомобилями, тестировали новые трамваи и кафе - а по сути учились по-настоящему жить в Городе. Весна закончилась - а пришедшее лето отнюдь не стало временем отдыха. Наоборот - темп, градус развития поднялся еще выше: теперь мы всерьез рассуждаем о променадной набережной и роскошном парке-ботсаду на холмах над Днепром, считаем дни до открытия восстановленной лестницы к колонне Магдебургского права и представляем себе пешеходную улицу Сагайдачного.

Тогда, в конце марта, когда стихия остановила город на несколько дней, многие почувствовали себя горожанами, почувствовали, что именно сейчас многое зависит от них. Произошло некоторое взросление города - но это отнюдь не переход к скучной однообразной жизни. В киевском воздухе витает дух второй - даже не молодости, - а юности. Но уже не молодой-зеленой - а осознанной, с опытом - и с запалом. Паровозы, яхты, горные лыжи, легкость и открытость городского пространства - все это напоминает большой двор с большими игрушками, когда самые дивные мечты вдруг воплощаются. Город начал оживать, а многие уже существующие вещи обрели смысл и заработали. То тут, то там слышны фразы "какое чудесное совпадение", "это синергия", "давайте сразу делать". Теперь в Киеве исполняются мечты.


Эта история, наверное, начинается где-то в 2011 году. Кризис закончился - но почему-то жизнь не стала такой веселой и бесшабашной, как в 2007-2008 годах - со строительным и кредитным бумом, с потребительскими радостями. Денег стало меньше, но и задор пропал - не имея цели, и город, и горожане - не совсем все, но в основном, - погрузились в довольно серьезную депрессию. Росли масштабы стихийной торговли и МАФов, муниципальный транспорт ходил все хуже, многим людям, любящим этот город, и вовсе пришлось из него уехать. 2012-й год также не принес облегчения - в его начале зарождались многие замечательные вещи, но далеко не все они были реализованы. "Евро-2012" для многих киевлян прошло стороной - в депрессивном состоянии мы только посмеивались с непонятных нам указателей, с сомнительных условий жизни шведов в кемпинге на Трухановом острове, да и не совсем понимали радость приезжих от самого праздника футбола. Но какие-то сомнения в нашем тогдашнем состоянии чемпионат заложил.

Сыграл свою роль и приезжавший в Киев в марте 2012 года Энрико Пеньялоса - бывший мэр столици Колумбии Боготы, который сумел перестроить город в комфортную среду жизни. Зал Дома архитектора был переполнен! А мой конспект его лекции растащили перепостами, в том числе и в глянцевый журнал. Правда, нам тогда рассказали не все - менять надо не просто инфраструктуру, а и людей. Люди меняют город - город меняет их, и так по спирали. Ведь многие в общем-то хорошие проекты и нововведения просто не работали или делались без души - велодорожки, новые автобусы, ремонт Андреевского спуска. Все предыдущее и особенно снегопад поменяли жителей города - и теперь мы смотрим на Киев иными глазами и готовы сами его улучшать, начиная с себя.

Нет, за это время не построили метро на Троещину, Виноградарь или даже Теремки. Не открыли многострадальный Подольский мост или метро Львовская брама. То, что сейчас происходит с городом - очень тонкие материи и они не очевидны, особенно со стороны. Этот пост - не попытка слащаво представить реальность - а очень аккуратный поиск хороших новостей. На самом деле их очень много.

Так начиналась киевская весна. Пешеходный проспект Победы - заоблачная мечта урбанистов. Но огромные заторы из-за снегопада остановили главную магистраль Правого берега. И пока водители ходили за продуктами и отсыпались, местные жители с сияющими лицами гуляли по проспекту. Неимоверный праздник, хотя для многих и проблема.


Заторы растаскивали несколько дней, работали и спасатели, и армия. Очень четко определялось, кто на самом деле какой человек. Кто спасал - а кто пытался зарабатывал деньги. Некоторые маршруточники бросали свои автобусы посреди трасс - а джипперы устраивали патрули и вытягивали всех бесплатно. На улицы вышли БТРы и гусеничные БАТы - но не воевать, а налаживать жизнь. Да много примеров и историй было. Ведь опасности жизни по сути не было - и все проходило довольно мирно, как глобальные учения в масштабах мегаполиса.


Но с другой стороны на несколько дней Андреевский спуск превратился в горнолыжный курорт! Парк Славы - в арену снежного сражения. Что уж говорить о многообразии снеговиков. В условиях стихии город учился играть, превратился в огромную детскую площадку - с танчиками, пасочками и другими игрушками. Только большими.


Теперь перейдем к приятностям, сюрпризам для горожан. Конечно, можно рассуждать о строительстве метро на Троещину или на Теремки, о важности Подольского моста или выхода с "Львовской брамы". Но эти долгожданные вещи, которые будут реализованы, настолько ожидаемы и выстраданы, что не факт, что принесут счастье надолго. Гораздо важнее неожиданное, волшебное - что реально может менять людей.

Легенда в реальности - на опоре разрушенного в войну Наводницкого моста, неподалеку от моста Патона, установили скульптуру "Редкая птица" - та самая, которая долетела до середины Днепра. Сделанная из металла и довольно абстрактная, она в то же время символизирует и честность и естественность - красить ее не собираются. Где-то там есть еще яйцо - как символ развития.


Презентация скульптуры представляла собой светскую тусовку, но здесь говорили только о Киеве, его истории и любви к городу. Пока на соседнем дебаркадере рубал шансон:)


Это еще прошлогодняя новинка, но не все знают. Под новым Гаванским мостом было устроено два пролета сухопутных, образовавших практически залы. И в одном из них совсем недавно была устроена галерея! Пока ее подтопило, но идея будет жить! Получилась даже микронабережная внизу!


Еще в Киеве можно неожиданно оказаться на каком-нибудь фестивале. Например - пысанок в сквере у театра Франко


В подземных переходах торговля еще есть - но теперь продавцы соблюдают линии, за которые нельзя выставлять столы и товар. Буквально в течение месяца-двух. Впрочем, уже всерьез идет речь, что некоторые переходы в центре следует закрыть и вернуть наземные - а подземки передать под ТЦ. Площадь Победы, Артема, Крещатик - первые на очереди. В Европе в исторических центрах нет подземных переходов - как-то все дружно вспомнили. Вообще поездки многих людей по городам мира в это время оборачивались не только восторгами - а и трезвым анализом ситуации там и в Киеве. Ведь исходные данные у нас гораздо лучше!


Уже не первый год на улицах, особенно вдоль магистралей, устраивается вертикальное озеленение.


На Харьковском установили огромного орла, который немного пугает въезжающих в город водителей. Это клумба по сути)


В этом городе сбываются мечты - можно проехать вокруг Киева на старинном паровозе, в том числе в вагоне-ресторане. Каждую субботу отправляется с вокзала, а гудок разносится по всему городу. А какое счастье испытывают люди на вокзале во время прибытия и отправления паровоза! Когда же едешь - самое интересное даже не пейзаж за окном, а люди - паровоз нельзя не встретить улыбкой.


Все больше компаний стараются сделать публику лояльной через социальные акции


Город таит много секретов, и обойти все - нужно не один месяц. Скульптура у университета КРОК, м.Берестейская.


В годовщину начала "Евро-2012" на Трухановом острове справа от моста открыли сквер, посвященный шведским фанам. На открытие монумента шведским болельщикам пришли и городские власти, и посол Швеции, и сами шведские фаны. Не обошлось и без Олега Скрипки. Скульптура из цифр 1 и 2 символизирует и год, и счет матча Украина-Швеция, и понятие 12-го игрока - собственно фанов. Авторы - Федор Баландин и Констрантин Скритуцкий, выигравшие конкурс.


Журналистская братия активно снимала процесс


Конечно фото на память в гигантских бутсах - еще одном элементе сквера. Аллея с травкой между плиткой - кажется, первая подобная в Киеве


Гамак из сетки ворот - третий элемент сквера. Правда, сам гамак уже сняли - не все сразу получается. Но мой друг успел на нем поспать)


Острова на Днепре - уникальное богатство Киева как мегаполиса. Их планируют не застраивать, а развивать как зоны отдыха.


Вообще с властью последнее время становится лучше - чиновники разбираются в ситуации в городе гораздо лучше всяких оппозиций, чем вызывают уважение горожан. А те, кого недавно хотелось видеть в отставке (это не про Попова) - начали говорить и делать прекрасные вещи. Пресс-конференция на Осокорках по поводу состояния канализационных трубопроводов под Днепром. Микрофоны на лежаках шикарны!


Все чаще Пешеходный мост переполнен - да, хотя это все тот же фестиваль Рок-Сич, украинско-шведский уже, во время которого открыли фанатский сквер. Будем предлагать рисовать по центру велодорожку.


Конечно что за рок-фест без байкеров, в том числе на суровых аппаратах


На фесте были и удаленные танцплощадки - а в целом жизнь на острове была аж до Московского моста! В едва ли не единственном уцелевшем довоенном доме с резными наличниками открыли небольшой магазинчик.


Приехал на Труханов остров и кофейбус-2 - старинный автобус ЛАЗ со столиками


Были на рок-фестивале и тюнингованные Запорожцы


Вообще в топе городских новостей - тема Днепра, Подола, холмов, островов. Киев наконец-то вспомнил о своем главном богатстве - огромной реке, которая гораздо прекрасней узких канализированных рек многих мегаполисов. Новая эстакада на Почтовой площади практически решила проблему пробок здесь. Площадь поехала - хотя пока по ухабам и с виражами.


На Боричевом спуске ожидается весьма широкий тротуар, работ здесь осталось не так много. Правда, пока есть опасения по поводу нового перехода под ним.


Возможно, такой будет Почтовая площадь уже этой осенью. Вокзал, приватизированный, пока стоит - но в прошлом году озвучивали идею сделать на первых двух этажах (выход только на Днепр) торговый центр, третий этаж - галерея, четвертый - ресторан, крыша - летняя дискотека. А в башенке - романтическое микрокафе на двоих.


Можно будет выйти из метро и по пешеходной площади спуститься по лестнице к воде. Заммэра Кучук назвал ее Потемкинской, вспомнив, что сам-то он из Одессы. Киев собирает лучшее


Улица Сагайдачного закрывается на реконструкцию и навсегда для проезда после открытия Почтовой площади. Здесь будет брусчатка, лавочки, озеленение, старинные фонари, ремонт фасадов. Первая по-настоящему пешеходная улица города после Политехнической и Андреевского спуска. Сразу проходят параллели с Черновцами и улицей Ольги Кобылянской. Кстати, как и там, здесь, правда в боковой улочке, которую также перекроют, расположен районный ЗАГС. Весь 2012 год насколько мог я вытягивал в статьи хоть малейшие намеки, что она будет пешеходной - теперь уже есть эскизы благоустройства.


Схема пешеходного Подола - закрывается Сагайдачного, Контрактовая площадь лишается плаца перед Могилянкой. Впрочем, это не предел. У властей города есть идея превратить Подол в туристическую витрину Киева - лет за 4-5, - а в итоге получить прирост туристов с 1 до 5 млн в год. Конечно, еще пять лавр и софий не построишь - значит их надо чем-то занять!


Киевские склоны планируют прекратить в главный парк страны - Национальный парк "Украина". Одна из причин - серьезные оползни из-за новостроек, активизировавшиеся в условиях сложной зимы. Первая очередь - Аллея Соборности по средней террасе от м.Днепр до Подола, также будет на одну полосу расширяться Парковая дорога.


Но то перспектива, а на носу, в конце июля, - 1025-летие Крещения Руси. По этому случаю реставрируется по сути главный памятник этому событию - колонна Магдебургского права, одновременно - Нижний памятник князю Владимиру. Установлена она в месте впадения когда-то реки Почайны в Днепр, где по легенде и крестили киевлян. Заново строится лестница 1915 года - здесь уже монтируют перила.


Сама колонна также на реставрации. Благоустроят креативно и подземный переход к воде, светомузыкальные эффекты, мозаики


Такой было Набережное шоссе в середине ХХ века. Есть шансы, что в скором будущем будет нечто похожее


По рассчетам экспертов, после запуска тоннеля и особенно расширения Парковой дороги Набережное шоссе можно сузить с 6 до 4 полос - а значит набережная у воды будет вполне широка и прекрасна. А пока к концу июля благоустраивается аллея у склонов, где и так много людей. Сначала до колонны Магдебургского права, а к концу лета - и к Пешеходному мосту. С натяжкой, но ее можно будет назвать первой набережной в центре города. Если же хватит одного тоннеля и получится вместить туда 4 полосы - то удастся еще и сэкономить 100 млн грн и открыть раньше пешеходную площадь, может уже в конце лета.


Когда я озвучил эту идею - сужения - главному архитектору Киева Сергею Целовальнику, он ею крайне заинтересовался и сразу вспомнил про почти фактастический проект пешеходных площадок над Набережным шоссе - тогда они реальны. Идея колумбийцев - тех самых, что перестроили Боготу.


Рассказывая о парках на холмах, о набережных, Целовальник обмолвился, что он-то из Севастополя, был главным архитектором этого прекрасного города: "Это на юге - но кто сказал, что Киев - это север. Мы тоже южная территория, но до этого никто так не рассматривал днепровские склоны". В планах департамента градостроительства и архитектуры высадить по аллеям редкие деревья, установить таблички - чтобы как в крымских ботсадах.


Одно из веяний весны - вытаскивание городских "скелетов в шкафу" - тех зданий, площадок, которые долго-долго были заброшены и забыты. Это как когда открываешь все-все шкафы и смотришь, что там. Таким был Владимирский спуск в начале ХХ века, видна  усадьба водопровода справа


При строительстве лестницы к колонне Магдебургского права здесь устроена стройплощадка - и можно осмотреть одно из зданий. Как фотозагадка оно вызвало фурор! Частично открыты руины Сенного рынка, перестраивается в кафе давно заброшенная диспетчерская закрытого трамвая на Львовской площади.


По Андреевскому спуску уже ограничено движение на уровне распоряжения власти, вскоре установят столбики выезжающие - улица вновь станет пешеходной.


Сейчас Андреевский спуск засыпает позже - донедавна вечером он был пустынен. Но главное - излюбленное выражение "Киевский Монмартр" обрело смысл - общественность наладила партнерство с парижанами, в Киев приезжала делегация во главе с шефом синдиката Монмартра - его визитка теперь лежит у меня в бумажнике. Парижане провели целый фестиваль, а еще в прошлом году был высажен виноград с Монмартра.


Аллея от Андреевского спуска на Владимирскую гору скоро станет благоустроенной аллеей художников длиной около 2 км - длиннее, чем в Берлине. Первая очередь летом - до Владимирской горки, далее - продление аж до Европейской площади.


Состоялся конкурс на пешеходно-велосипедный мост над Владимирским спуском - от Арки Дружбы народов до Владимирской горки. Один из проектов-призеров предусматривает посредине смотровую площадку, называется проект "Мост ангелов". Строительство запланировано на 2014 год.


Весной две львовянки на архитектурном конкурсе предложили такое ландшафтное здание на Андреевском спуске. И пусть они получили вторую премию - именно это понравилось многим.


Участок Контактовой площади с ларьками вызывает негатив - даже социологические замеры показали. Но недавно здесь прорубили проходы внутрь - и случилось практически чудо!


Внутри "площади ларьков" внезапно оказалось по сути публичное пространство с аллейками и столиками. Поработали бы архитекторы - получился отличный открытый фуд-корт


После почти года протестов все же началась реконструкция Гостиного двора. Вопросов много - но он уже не будет по сути офисным центром, как было раньше, перегораживающим площадь.


На Подоле открылся новый отель Редиссон Блу, все больше здесь и велосипедистов.


Вообще Подол сейчас - самая крупная площадка для креатива, идей масса. Огромная полоса над линией метро на Подоле, где были снесены здания, почти полностью превращена в парк. Осталось совсем чуть-чуть - и гигантская аллея-парк станет пешеходной осью северной части Подола. Это площадь Красная Пресня у кинотеатра Жовтень.


Концепт архитекторов на тему Верхнего и Нижнего валов - использование мозаик. Кстати в планах - реконструкция этой улицы-бульвара.


Эту часть гавани, по слухам, хотят застроить жильем. Конечно же здесь появится шикарная набережная. В мечтах пока - объединить Оболонскую набережную и будущую набережную Подола


Старый Вантовый мост через гавань пока тупиковый и под угрозой сноса - но его вполне могут сделать пешеходным, так как по ту сторону - будущая станция метро "Судостроительная". Пока же это - настоящий урбан-парк, где гуляют с колясками и любуются закатами. Некоторая замусоренность придает ему еще большой романтики. Да и сюда в силу тупиковости просто пройтись не ходят.


Подол даже в заброшенном виде привлекает публику


Сохранились и подольские дворики - один из самых шикарных, с галереями


Замковая гора - перспективное место прогулок. Здесь и ныне есть круговая обзорная тропинка, где можно обустроить аллею. А центр горы - заброшенное кладбище - логично передать Флоровскому монастырю, как и было прежде


Обновляются и подходы к Подолу - улица Глубочицкая совсем недавно была унылой и пустынной в выходные. Но здесь появился фонтан и сквер Гейдара Алиева - подарок Киеву от азербайджанцев. Он просто роскошен.


Теперь этот уголок улицы Глубочицкой выглядит сказкой. Кстати, напротив сквера Алиева - трехэтажный огромный музей современного искусства. Но мы прошлись ниже по улице - и нашли целую цепочку небольших сквериков и перспективных площадок под них. Особенно в выходные дни по улице Глубочицкой можно отлично гулять, может даже заглянув по пути в виномаркет.


Все больше киевлян выбирают велосипеды, причем нередко всей семьей


На велодень - старт сезона - велосипедисты захватили центр города.


Всего было около 10 тысяч велосипедистов!


А вообще по Трухановому многие ездят на велосипеде с Троещины в центр, через Пешеходный мост


На Борщаговке тестируется новый 30-метровый трамвай, 40% пола - низкий, делать будут в Киеве. Совсем европейского типа вагоны с полностью низким полом будут после реконструкции путей, уже в разработке.


Трамваи медленно, но обновляются - при этом сохраняется их стиль, аналогичный Праге


А тем временем Киевпасстранс совместно с энтузиастами электромобилестроения уже планирует к концу года построить электробус - троллейбус без проводов. Руководители автобусных парков всеми руками за - ведь себестоимость поездки в автобусе равна метрополитену. При том, что автобусники не содержат тоннели, массу коммуникаций - а просто сжигают топливо. Первые маршруты могут пройти центральными улицами, где сейчас совсем нет транспорта.


А что-то такое по Подолу в мечтах - впрочем, вполне осуществимых.


Киев сохраняет свое разнообразие - отойдя на шаг от магистрали, здесь можно оказаться практически в уголке дикой природы


Практически природные парки по прежнему сохранены и у станций метро


В киевских парках появляется все больше сервиса - и современные катамараны, и летние кафе у самой воды.


Конечно, есть еще горячие головы, желающие в таких местах проложить магистрали. Но это практически нереально. Кстати, ручьи и малые реки ныне кристально чисты, а за сливами туда нечистот очень внимательно следят диггеры, помогая коммунальным службам. Есть исключения, но их немного.


Это Днепр, развлекаются киевские яхтсмены. Вообще весной Днепр оживает


Рыбаки и правоохранители обнаружили колючую проволоку по берегу. Ныне она уже демонтирована.


Водная милиция оснащена современными скоростными катерами, ездить на которых по Днепру с мигалками - одно удовольствие. И, кстати, водная милиция гораздо человечней сухопутной.


Идет работа по культуре вождения. Водителей информируют о настоящих причинах заторов. Впрочем, на автофоруме самая популярная тема - "я паркуюсь как макак". Водители сами фотографируют нарушителей и их номера, выкладывая все в интернет.


Но и другие горожане в стороне не оказываются - все чаще можно увидеть такие листовки на неправильно припаркованных автомобилях. В отличие от московских акций "Стоп хам" с наклеиванием огромных наклеек на стекла и небольших наклеек "я паркуюсь как м*дак", здесь не наносится вреда имуществу. Средства соответствуют цели


Сам я тоже такую листовку положил - и с радостью отметил, что такая же уже лежит на стекле соседней машины. А через службу горадминистрации  можно пожаловаться на нелегальные стоянки и парковку на тротуарах - ответы приходят с МВД.


В Киеве все больше уважают эксклюзивные и старинные автомобили


Смотрят в Киеве эксклюзивные машины и на выставках, пусть пока и не очень больших


Понемногу город становится комфортней. Улица Богдана Хмельницкого - здесь ремонтируют тротуар с обустройством понижений и съездов


Все очень цивилизовано, проезд машин на тротуар заблокирован. Да, кстати, в маленьком ботсаду практически отремонтировали туалет! Их по городу становится больше.


Есть и хорошие примеры карманов для парковки, когда переходы не заблокированы автомобилями


Теперь немного зарисовок жизни города. Киевляне ходят в оперу - сезон-то скоро завершится. На площади конечно же летнее кафе


Милиционеры разъясняют англоязычному туристу, как куда-то пройти. Сложно - но получается


Некоторые улицы центра вообще превращены по сути в летние кафе


Улица Прорезная с брусчаткой прекрасна - правда, еще надо решить вопрос с парковкой


Отель "Ренессанс" - то самое знаменитое здание кафе "Маркиз" из романа Булгакова. Киевляне же его помнят и как отель "Лейпциг". Много лет оно стояло пустым - но и до него добрался ренессанс Киева


Улица Прорезная, открывшийся в прошлом году хостел. Еще здесь проводятся квартирники киевских поэтов и начинающих исполнителей


Здание хостела очень напоминает Львов - впрочем, в Киеве собирается все лучшее со всей страны


Улица в центре Киева


Львовская площадь - с заброшенной диспетчерской давно закрытого трамвая монтируется кафе


Все больше открытых площадок европейского типа - по-настоящему открытых и уличных


В городе просто бум летних площадок! Сырец, спальный район, обычный продуктовый магазин. И таких здесь много - по одному-два столика.


Все тот же Сырец. пиццерия и бар с летними площадками. Пить пиво на лавочках здесь уже просто нет смысла!


Вообще оживают массивы - на Нивках создано сообщество "Ровный район" - уже вывезено несколько машин мусора, начинается массовая установка лавочек в парках. Стиль - "пацаны на районе", но пресса называет их хипстерами


В открытом в прошлом году экстрим-парке в парке Дружбы Народов пропагандируется здоровый способ жизни - такой себе антипод Гидропарка. Впрочем, и в самом Гидропарке энтузиасты пляжного футбола выстроили отличный стадион.


Веревочный парк сделан на совесть - маршруты длинные и действительно экстримальные. Но конечно же со страховками


На самом деле экстрим-парк огромен - здесь есть практически любые развлечения


Таковы они - киевские новости этой весны, которая стала уже не просто порой года, а наполнила город духом жизни и обновления. Не со всеми масштабными стройками, но с множеством мелочей, которые улучшают атмосферу в городе фантастически быстро. Теперь в Киеве действительно хочется жить - и при этом активно улучшать город.



город есть любовь, Киев

Previous post Next post
Up