Cities-97. Луганск. Часть 6. Аллея к музею: приморские виды индустриального города

Jan 31, 2013 17:51




Обычно интересными городами считают те, где есть множество красивых старинных зданий - в Луганске их совсем немнего, и то в Старом городе в основном, - но здесь категорически интересна сама планировка города и очень удачно использованный уже советскими градостроителями рельеф. Холм, на котором расположен Новый центр, который начал формироваться в конце 1930-х годов, использован на отлично. С одной стороны, спуски не крутые - однако как только они начинаются, высотная застройка обрывается, подчеркивая рельеф. Как на улице к вокзалу - дорога спускается полого, но высотки обрываются, и кажется, что это край города, а дальше - простор. За счет такого приема, который впору ставить в пример нынешним архитекторам, в этой части Луганска очень много неба, есть ощущения объема, грандиозности пространства. В этот раз мы обследуем еще одну такую вылетную магистраль - улицы Титова-Шевченка, на которых устроен целый каскад важных зданий, а ниже - сквер с каскадным фонтаном. Глядя на это фото, не правда ли кажется, что почти сразу чуть ниже - огромный простор водоема, а панорама где-то далеко? На самом же деле внизу завод, а ширина реки Лугань всего пару метров. Учитесь, господа градостроители!

Начинаем от площади с памятником Шевченко, который конечно же был в Луганске, так же как и Ленин:)
По обе стороны вниз идут улицы - Титова и Шевченко, правда, не Тараса, а Владимира. Кстати, кто знает, какого именно Владимира Шевченко?



Табличка сквера



Сбоку площади расположено здание Луганской областной государственной администрации



В центре парка - фонтан со львами



И лев сам по себе



В торце парка - Луганский областной совет, здание выстроено в 1939 году, архитектор Григорий Лебединский. По местной легенде, изначально здание должно было стоять наоборот - этим фасадом в сторону спуска, с хорошим видом на Камброд. И будто бы что-то там напутали, поставили здание наоборот - ну и конечно-же причастных расстреляли. Правда или нет - но архитектора не расстреляли уж точно, по данным Википедии, Григорий Лебединский и ныне здравствует в возрасте 106 лет.  Среди его работ - реконструкция дома культуры в Кадиевке (1937, ныне Стаханов), восстановление мостов в Вене, Австрия (1946), Трептов-парк, Берлин, Германия (1947), детальная застройки поселка Котовского, Одесса (1969).



Оградой внутренного дворика и некоторой заросшестью, а также старым асфальтом Дом советов напоминает пребывающие в упадке панские дворцы какого-нибудь Потоцкого



Привет Наталье Королевской - это ее фабрика



Заходим за здание облсовета - здесь действительно фасад весьма плоский - однако перед ним как раз устроена площадь. Так что отчасти легенда имеет основания - но и возможность исправить ошибку, устроив вместо парка с фонтаном админплощадь (рядом же здание обладминистрации), не была реализована.



На площади перед облсоветом отрываются велосипедисты



Облицовка по-енакиевски - старые дома зашивают пластиком с утеплением



Советские высотки тоже понемногу обшивают современной облицовкой - им это идет больше



Вариации на тему первых этажей



Дома на площади перед администрацией обновлены пластиковыми фасадами по енакиевскому методу)) Первые этажи здесь достраивают роскошно



Фасад - но архитектурно тыл Дома советов



Идем дальше по спуску к музею



Еще один Ленин смотрит на театр, за спиной у него - Дом советов



Областной театр поддерживает стиль 1970-1980-х, хотя соседние здания в основном - 1950-е



Областной театр - здесь начинал Павел Луспекаев, известный как таможенник Верещагин из фильма "Белое солнце пустыни"



Продажа здания сразу за театром



Улица вниз с фонарями-чайками



Сквер Славы героев гражданской войны. Какой-то маленький



Герои стоят по той же схеме, что и в сквере в центре,  а посетители пивных особо не напрягаются, кто там стоит



Вот и подходим к музею. Здание большое, даже роскошное



Пушка у музея



Карл Гаскойн (1739 -1806) - шотландский архитектор, механик, оружейник, изобретатель, действительный статский советник. Последние двадцать лет жизни провёл в Российской империи. Приобрёл известность как инженер-изобретатель, удачливый предприниматель и организатор производства. В 1790 ему поручено провести изучение залежей руд и каменного угля в районе Славяносербии (район города Луганска). Гаскойн выполнил поручение и заверил правительство, что «найденные прииски железной руды и каменного угля по освидетельствованию обещают богатейшее количество сих минералов в наилучшем качестве». В 1795 году было решено построить Луганский завод под начальством Гаскойна, и уже в 1796 году на Александровском заводе было приготовлено для этого до десяти тысяч пудов различных чугунных и железных деталей машин, и изделия отправлены зимой на место сухим путём. Считается основателем Луганска. Источник



Через дорогу от музея начинается мемориал борцам революции - по сути же хороший каскад фонтанов и два танка времен Первой мировой войны. Панорама на Каменный Брод шикарна - при том что ниже расположен завод! Кстати, еще в 1980-х годах где-то отсюда планировалось начать грандиозную магистраль-эстакаду, а Камброд застроить многоэтажками. Макет мы нашли в музее - о нем в следующей части.



С точки зрения урбанистики - отлично!



Трамваев К-1 днепропетровского производства здесь 4 - но работает только 3. По некоторым данным, еще один вагон стоит с поврежденным лобовым стеклом: вагон на маршруте 6 задержали дорожники и нервный водитель "упал"
на звонок - вот и получил удар по лобовому стеклу лопатой. Суворо так вот - а горожане без хорошего вагона пока



Трамваи КТМ, которые на Донбассе зачастую ушатанные, да и сами по себе недолговечные, в Луганске в хорошем состоянии и даже немного симпатичные за счет приятных цветов



Ниже музея, за улицей Фрунзе - каскадный фонтан, где в жаркую пору - а на улице было +42 - купаются дети. Дальше - Камброд



Английский танк Первой мировой Марк-V - их оба отреставрировали, и ныне они стоят по обе стороны от фонтана



Две грозные машины ныне украшают фонтан



Еще раз танк



Каскад вид наверх



Обратно в центр возвращаемся по улице 16-я линия. Кукольный театр весьма оригинальной формы



Декор кукольного театра



Гостиница "Дружба" очень интересной формы, скорее ожидаемой где-то на побережье. Вкупе с почти горным видом на далекий Камброд есть отдаленные параллели с каким-то приморским городом. Отличная планировка улиц просто заставляет смотреть в небо впереди себя.



И небольшой бонус - снятый с маршрутки грузовой паровоз у изначально паровозостроительного завода - того самого Лугансктепловоз



Кстати, грузовые паровозы отличаются от пассажирских тем, что в них ведущие колеса поменьше



Луганская область, cities, градостроительство, Луганск

Previous post Next post
Up