В ожидании трамвая на Крещатике

Oct 19, 2012 15:06



Киевляне любят рассказывать, что трамвай в городе появился первым в Российской империи и едва ли не одним из первых в Европе. Второе утверждение слишком верно, на конец XIX века пуск электрических вагонов действительно считался большим прогрессом. Уже к 1913 году практически ВСЕ районы и некоторые пригороды Киева имели трамвайное сообщение. Но ныне, увы, многие жители города воспринимают трамвай как некий пережиток прошлого. Еще бы - многие вагоны ходят без ремонта десятилетиями, линии также не соответствуют современным нормам.





Ликвидацию трамвайных линий в капиталистических странах активно проводили в 1930-1960-е годы: общемировая сеть сократилась в 5 раз. До СССР подобная практика дошла уже в 1950-1970-х годах, однако строилось немало новых линий на жилые массивы. А на Западе заменить трамваи не получилось: метро дорогое, автобусы и троллейбусы не способны перевезти много пассажиров. Результат - больше пользовались личными авто, а значит - пробки, проблема парковок…

Потому в конце 1980-х годов в мире начинается ренессанс трамваев: строятся новые линии, трамвайные сети появляются в городах, где их никогда не было или они были полностью уничтожены. Метро ныне строится мало - уж слишком дорого. Его пропагандируют либо консерваторы (чтобы рельсы не мешали автомобилистам), либо речь идет о развитии существующих сетей. Маршрутные такси, появившиеся впервые в США в начале 1910-х годов и быстро исчезнувшие, выродились у нас в частных автобусных перевозчиков - но очень слабо урегулированных и нередко нечестно конкурирующих с коммунальным транспортом. Не появились к нашему времени ни эффективный монорельс, ни другие виды «транспорта будущего».




Про трамвай создано немало мифов, оправдывающих его ликвидацию или по крайней мере неактивное развитие.

Медленный: даже киевские 30-летние вагоны после модернизации развивают приличные скорости, лично ездил на 90км/ч. В Виннице в центре по новым рельсам трамваи обгоняют и троллейбусы, и автомобили.

Дорогой: вагоны действительно стоят дороже, чем автобусы или троллейбусы. Но, во-первых, они вместительнее - одиночный трамвай это как автобус или троллейбус «с гармошкой», а во-вторых, удивительно долговечны: некоторые «Татры» в Киеве ездят с 1960-х годов без капремонта, а если ремонтировать - то трамваи почти вечны. В Риме ездят вагоны 1920-х годов, в той же Виннице, подаренные Цюрихом, - 1950-х годов. Дороги нужно серьезно ремонтировать раз в 3-5 лет, рельсы - раз в 15-25.




Шумный: при раздолбанных рельсах и вагонах, десятилетиями не знающих ремонта, конечно. Если же вагоны в порядке, а рельсы уложены по современным бесшумным технологиям (таких линий уже и в Украине несколько) - шума почти не будет, а внутри вагона можно говорить почти шепотом.

Неуместен в центре: в 2000-х годах мэр Омельченко практически уничтожил трамваи в центре Киева, в то время как в эти годы на Западе трамваи как раз возвращались и ныне возвращаются на самые привлекательные центральные улицы городов. Создаются трамвайно-пешеходные зоны, которые неимоверно привлекательны как для туристов, так и для бизнеса. Нередко на таких маршрутах курсирует хотя бы несколько старинных вагонов, а туристам - и покупателям - удобно подъехать остановку-другую.

Есть момент и чисто психологический - трамвай, точнее, трамвайные линии визуально создают скелет, оси города, вдоль которых идет развитие. Метро скрыто от глаз, автобусы и троллейбусы также неочевидны всегда - а рельсы создают ощущение надежности транспорта, ощущение Большого Города. Это невозможно рассчитать или оценить цифрами, но города с электротранспортом, в первую очередь, с трамваем, всегда воспринимаются на голову выше соседних, пусть и схожих по размеру.




Евпатория выигрывает у Судака своими раритетными немецкими трамвайчиками, хотя и в целом дороже. Конотоп выглядит развитым городом, когда на рельсах, проложенных и вдоль никогда не асфальтировавшихся улиц появляются трамваи. Для Винницы подарок Цюриха в виде сотни вагонов 1950-1960-х годов стал толчком к развитию - полностью отремонтирована центральная улица, создаются новые достопримечательности. С другой стороны, не хватает трамвая Черновцам - из-за этого город с замечательной архитектурой заметно проигрывает Львову.

Не хватает трамвая и центру Киева. Без трамвая не было бы колорита Подола, без трамвая, без этой «архитектуры на колесах», несколько лишенными красок кажутся улицы Владимирская, Саксаганского, Сагайдачного. Киев хочет привлечь миллионы туристов, Киев хочет быть комфортным городом для жизни - и рано или поздно центр города придется закрыть для транзитного транспорта, сузить дороги, расширить тротуары. А на Крещатике должен появиться трамвай - какими бы мечтами это не казалось ныне.

Источник - "Право Киян"

транспорт, трамвай

Previous post Next post
Up