Cities-57: Борислав. Часть 5. Городские зарисовки у мэрии по пути на Схидницу+статья

Oct 10, 2011 16:08



Нефтяная лихорадка начала ХХ века не могла не породить особый характер застройки. В формально небольшом городке нелегко найти одноєтажный дом - от 2 до 5! Многие здания с внутренними двориками ютятся на крошечных клочках земли. Многоэтажки естественно в центре, но и на окраине, по пути к Сходнице, или Схиднице - как уж лучше на русском, - 2-3 этажа. В этот раз - легкие архитектурные зарисовки Борислава, но дальше мы отправимся вновь искать нефть! И обязательно найдем.

Здание польских времен


Старое здание, обшитое сайдингом с элементами фаверкового стиля


Таких объявлений здесь полно.



С улицы не особо интересно


Но дворик весьма!




Горсовет. Вокруг него - несколько десятков дегазационных труб, мэрия стоит на целом поле старинных нефтевыработок




Многоэтажки есть - но они не унылы, хоть и серый цвет. В следующей части у одной из них мы найдем нефть


Нефтевышка на горе - на самом деле телевышка! Так нефтяники подсобили городу


Очередная дегазационная труба


Здание телеграфной станции, оно же - старая почта. Новую - 1920-х - скоро покажую


Раритетных люков здесь немало


Детсад, в прошлом - офис нефтяной компании




Дом циган


Арба:)




Это уже из окна автобуса на Сходницу. Ездит каждый час, кажется 3 грн.






Видимо старая пожарка


Красота!!!




Нефтяной промысел в Бориславе
В XIX веке на смену соляному промыслу в Бориславе пришел нефтяной, хотя естественные выходы нефти в этих краях были известны давно -  местное население использовало ее как средство против различных болезней и для производства колесной мази. В XVIII веке нефтью торговали на многих ярмарках Галиции - на ярмарке в Дрогобыче даже было отведено отдельное место для репников, продававших нефть.
  В 1810 году правительственное разрешение на добычу нефти получили первые нефтяные предприниматели, а в 1843 году - управление государственных лесов в Дрогобыче. В 1840-х годах нефть перегоняли на Стебницком соляном заводе, где она использовалась для освещения шахты. Однако в те времена нефть не находила широкого применения, только после изобретения в 1853 году керосиновой лампы  резко увеличился спрос на нефть, которую добывали примитивным колодезным способом.
Наряду с нефтью встречался озокерит (горный воск), но поскольку тогда не были известны его полезные свойства, то он выбрасывался вместе с породой. Добыча нефти и озокерита резко возросла в 1860-х годах, когда была обнаружена ценность озокерита как сырья для производства парафина и церезина.
  Со средины XIX века Борислав стал известным промышленным центром добычи и переработки нефти, озокерита и газа. Так в 1865 году в Бориславе насчитывалось около 6 тыс.  колодцев, из которых 165 - по добыче воска, а в 1875 году на территории тогдашнего Борислава площадью 80 га было около 12 тыс.колодцев, принадлежавших 179 мелким и 17 более крупным предприятиям, на которых работало 10,5 тыс. рабочих.
  За короткое время почти вся земля в Бориславе оказалась в руках иностранных и местных предпринимателей, а погоня дельцов за максимальными прибылями привела к тому, что к началу 1880-х годов в Бориславе осталось только 5 крестьянских семей, которые сохранила свои небольшие участки земли.
Бориславское месторождение озокерита, открытое в 1854 году, являлось одним из наибольших в мире по запасам и уровню добычи. Во второй половине XIX века бориславский озокерит использовался для изоляции первого трансатлантического кабеля между Европой и США.
Если в 1870 году добыча нефти в Бориславе составляла 11,2 тыс. т, а озокерита 5 тыс. т, то в 1886 году  - нефти 90 тыс. т, а озокерита 45 тыс. т.
Большим толчком для еще более интенсивной эксплуатации нефтеносных полей и развития технических усовершенствований в добыче стало открытие 31 декабря 1872 года железнодорожной ветки Борислав - Дрогобыч, которая соединила Борислав с Прикарпатской железной дорогой. Это обеспечило выход бориславской нефти и озокерита на широкий рынок.
В 1893-1896 годах было внедрено механическое бурение скважин, в результате чего  на территории Борислава были обнаружены основные нефтяные месторождения, при эксплуатации которых добыча нефти возросла с 562,19 тыс.т в 1906 году до 1937,62 т в 1909 году.
Однако хищническая эксплуатация нефтяных полей привела к истощению бориславского месторождения, поэтому с 1909 года добыча нефти начала падать и к распаду Австро-Венгерской империи в1918 году уменьшилась до  832 тыс.т.
Быстрое промышленное развитие Борислава способствовало росту его населения - если в 1859 году в пяти селах, вошедших со временем в состав нынешнего Борислава, проживало 3 тыс. человек, то в 1910 году - уже 31,8 тыс. человек. Вдоль правого берега Тысменицы началось строительство улицы Панской (ныне ул.Шевченко) - главной магистрали будущего города.
Однако фирмы Канады, США, Франции, Бельгии, Германии вели нещадную эксплуатацию месторождений, не уделяя никакого внимания охране окружающей среды и безопасности труда.
Условия труда были тяжелыми (добыча нефти из колодцев производилась на открытом месте, часто на ветру и под дождем), а смерть и потеря трудоспособности были обычными явлениями на нефтепромыслах.
В 1882 году выдающийся украинский писатель Иван Франко на основе данных, полученных в Дрогобычском суде,  описывая условия труда в Бориславе, отметил, что отсутствие техники безопасности приводило к гибели десятков и сотен рабочих - «то яма обвалилась, то канат оборвался, то испарения удушили на смерть !..». Он назвал тогдашний Борислав «Галицким адом».
Ужасными были и жилищно-бытовые условия - жилье оседлого рабочего представляло собой покрытую досками или соломой нищенскую избу, а прибывшие сюда на сезонные заработки рабочие размещались в бараках или вообще не имели жилья, поскольку квартплата была очень высокой. Возле рабочих бараков и кухонь стояли грязные корчмы - очаги воровства, грабежей и убийств.
Бесправное положение и нищенская жизнь бориславских рабочих вызывали в них ненависть к эксплуататорам и толкали на борьбу за свои права - зарождение и начало этой борьбы описал Иван Франко в повести «Борислав смеётся». Вообще Борислав вспоминается более чем в двадцати рассказах Ивана Франко.
http://ukrainian.su/istoriya-lvovskoy-oblasti/neftyanoy-promyisel-v-borislave.html

Борислав. Часть 1. Городские зарисовки галицкой Калифорнии
Борислав. Часть 2. Ресторан-музей «Барабский мост» и исторические фото
Борислав. Часть 3. Озокеритовая шахта и нефтяное озеро
Борислав. Часть 4. Парк нефтяного периода и Советские сказки
Борислав. Часть 5. Городские зарисовки у мэрии по пути на Схидницу+статья
Борислав. Часть 6. А у нас во дворе, или Снова в поисках нефти
Борислав. Часть 7. Почта из будущего
Борислав. Часть 8. Заведение «Оил Сити»

cities, Борислав, Львовская область

Previous post Next post
Up