Дискуссия здесь и в
"Интересном Киеве" по поводу идеи сделать улицу Сагайдачного пешеходной логически во многом свелась к проблеме Почтовой площади и перспективе развязки в этом месте. Проектов существует несколько, полноценно делать реконструкцию следует только с учетом рельефа (площадь имеет заметные уклоны в сторону перекрестка Боричева спуска и Набережной) и ее пешеходности - для доступа от района церкви и почтовой станции к Речвокзалу (будущему ТРЦ) и причалам.
Исходные данные официальных проектов - эстакада для транзита по Набережной, внизу - развязка со светофором, иначе необходим третий уровень. Сразу оговорю - с учетом разной мощности потоков утром и вечером циклы светофора следует менять в зависимости от времени (лучше конечно - "умный светофор", мониторящий трафик). Прикинул 2 главных варианта эстакады - то ли транзит Набережной, то ли транзит с Владимирского спуска на север. Пока однозначного официального проекта нет - можно прикинуть, что может быть. В обоих случаях учтен вариант пешеходной Сагайдачного - как ни странно, даже официальные проектировщики делают шаги в этом направлении!
Вариант №1. Владимирский спуск - Подольский мост
Рассматривать развязку на Почтовой без привязки к будущему Подольскому мосту несколько некорректно. Да и Набережное шоссе не резиновое - больше 6 полос, даже при всех декларациях расширения за счет трамвайной линии, не будет. А значит трафик с мостов, настоящих и будущих, нужно уводить с Набережной. Зачатки этой идеи обсуждаются в официальных кругах - тоннель от моста Кирпы под Ботсадом на улицу Киквидзе по сути первый. Можно было бы не тратится на развязку у м.Днепр, а просто поднять эстакадами автопроезды к Парковой дороге. Но вернемся к Почтовой - именно такой вариант обеспечит соединение Владимирского спуска с Подольским мостом. На этом участке Набережной - Набережно-Крещатикской улице - есть ресурсы расширить дорогу на полосу-другую без больших затрат. Итак, поехали!
Боричев спуск (2) становится логическим продолжением Владимирского спуска (1) за счет пешеходности Сагайдачного и использования верхней части Боричева спуска только как местного проезда - без левых поворотов. На повороте получается естественное снижение скорости, но без светофоров. Если Киев таки осилит восстановление трамвая в центре и на Набережном шоссе - как раз на повороте можно сделать переезд. Даже 1 трамвай раз в 5 минут не создаст проблем. А по площади и по Сагайдачного, используя европейский опыт, легко пускаем трам по пешеходной зоне.
Использовавшийся же трамваем выезд с улицы Братской рационально превратить в заезд на исторический Подол. Одностороннее движение однозначно - места мало. Плюс запрет парковки с заборчиками - и 2 полосы въезда вполне заменяют нынешнюю 1 полосу въезда на той же Братской и 1 полосу въезда на Сагайдачного. Последняя по сути - 2-полосна, т.к. из 4 полос крайние традиционно запаркованы. 2 полосы - это магистраль, которую нельзя перекрыть?
Теперь рассмотрим движение с каждого из трех направлений Т-образного перекрестка.
С Владимирского/Боричева спуска.
Направо: безсветофорный поворот на Набережное шоссе, наземный.
Налево: безсветофорный поворот на Набережно-Крещатикскую, эстакада. Раздвоение эстакады и выезд с Боричева спуска в правые ряды - чтобы направить потоки со спусков сразу на заезд на Гаванский мост.
Разворот: под эстакадой, безсветофорный
Въезд на Подол: светофорный, из точки (3) в точку (5), в одном светофорном цикле с прямым проездом Набережной из точки (6) в точку (10).
С Набережного шоссе.
Прямо: безсветофорное движение на Набережно-Крещатикскую
Разворот: возможен, но малый радиус
Налево: светофорный, из точки (9) в точку (4)
Въезд на Подол: светофорный, из точки (9) в точку (5)
С Набережно-Крещатикской улицы.
Налево: безсветофорный поворот на Боричев/Владимирский спуски, эстакада
Прямо: светофорный проезд из точки (6) в точку (10), в одном светофорном цикле с заездом с Боричева спуска на Подол (3) - (5).
Разворот: под эстакадой, для заезда с Подола на Гаванский мост
Заезд на Подол: правый поворот на подольские улицы, оттуда же выезд из Подола
Зеленым показан участок Набережного шоссе, которое можно накрыть пешеходной платформой для связи площади и Речного вокзала. Это не раз фигурировало в проектах, в этом месте шоссе поднимается на горб и спускается в районе перекрестка.
Вариант 2. Набережный транзит.
Этот вариант призван обеспечить максимально безостановочный проезд по Набережной. Владимирский спуск (1) также переходит в Боричев, Сагайдачного закрыта. Функционально добавляется один разворот, однако на участке у Речвокзала требуется большая ширина.
С Владимирского спуска.
Направо: безсветофорный поворот на Набережное шоссе
Налево: светофорный поворот на Набережно-Крещатикскую
Разворот: возможен
Заезд на Подол: светофорный
С Набережного шоссе.
Прямо: безсветофорный, эстакада.
Налево: светофорный, на Боричев спуск
Заезд: светофорный, одновременно с поворотом налево
Разворот: возможен
С Набережно-Крещатикской улицы
Прямо: безсветофорный, эстакада.
Направо: безсветофорный, эстакада.
Разворот: возможен
Заезд на Подол: перед развязкой, улица Андреевская или другая.
Мне лично изначально нравился классический вариант №2, однако №1 компактней, реализует практически те же функции и разгружает Набережную.