Тайцзи цюань. Почему так медленно?

Oct 23, 2010 20:52


Когда мы видим, как люди выполняют форму тайцзи цюань, бывает очень трудно понять, как такая очень медленная гимнастика, а именно так этот процесс выглядит, может быть боевым искусством. Сложность в том, что мы не знаем о внутренней работе, которую при этом выполняет мастер. Ведь на глаз ее не видно.

А все дело в том, что тайцзи в отличии от внешних стилей ушу (или др.) изначально направлена на ТОТАЛЬНУЮ переделку биомеханики. В тайцзи не поощряются всевозможные случайности, вызванные дурными поведенческими привычками прошлого. Человек, который делает упражнение (даже самое простое), одновременно с этим отслеживает множество, казалось бы, несвязанным с ним факторов. Вот поднялось плечо, вот напряглись ноги, вот отклонилось тело, вот зажалось дыхание. Таких нюансов может быть великое множество, и по мере практики человек открывает все новые и новые. В итоге в процессе выполнения упражнения, казалось бы, целостное действие дробится в уме его выполняющего на множество маленьких отрезков. И на каждом из этих отрезков человек делает перепросмотр тела, отслеживая ключевые моменты, неследование которым делают все движение слабым, не сказать бессмысленным. Это очень большая работа, но не тела, а ума и особенно внимания. Кажется, ничего не стоит провести несколько раз расслаблено руками по кругу. Но если это сделать с полным просмотром тела и постоянным сознательным расслаблением всех его, по привычке напрягающихся участков тела, а так же активацией всех тех участков тела, которые должны быть активны, то эта работа окажется весьма впечатляющей. Посчитайте сами: 10-20 движений из 8/16/32/64 участков, на каждом из которых необходимо сделать невидимый "стоп" и откорректировать тело. Сможете вы выполнить такой объем работы в быстром темпе?

Если попробовать поискать аналог такого рода действия в западной культуре, то самым близким мне видится - обучение музыке. Там тоже ученик поначалу очень медленно разучивает новое произведение, в большей степени перестраивая мозги, чем тренируя тело. Но вот только объем внимания, необходимый для выполнения даже самого простого движения тайцзи, несравненно больше, чем для полного освоения целого музыкального произведения. Вот и "гранят" мастера тайцзи свое мастерство, годами выполняя одни и те же простые формы. А мы смотрим на них, и не понимая сути их внутренней работы, думаем, что они впустую тратят свое время.

размышления, практика, тайцзи

Previous post Next post
Up