Алкогольно-эротическая тема

Jan 04, 2010 12:08


Давным-давно, еще в самом начале изучения духовных текстов для меня выглядела странным склонность авторов ставить высоко все, так или иначе связанное с пьянством. Немного позже, точно так же странным стало казаться превознесение всего связанного с сексом (например, в тантрической традиции или же в отдельных суфийских произведениях). Если подходить к этим вопросам в лоб, то можно решить, будто эти тексты содержат в себе призывы к безнравственности и распущенности, а "отдельная недоразвитая часть населения" даже настаивают на том, что так оно и есть. Однако, если начать копать глубоко, исследуя, чем же таким особенным выделяются описанные области человеческой жизни, то вырисовывается интересная картина.
Чем таким испокон веков привлекает человека секс или пьянство? Тем ли, что это приятно? Тем ли, что человек в указанных состояниях становится безумен? Или же он стимулируется обществом? Попробуем поставить задачу так - надо найти ту их часть, удалив которую, секс и пьянство потеряют свою ценность, и в то же время, поместив которую в другие виды деятельности мы сделаем их столь же вожделенными, как и эти две.

Немножко теории о том, как происходит мышление с точки зрения йогической и буддийской традиции. Изначально существует пустота - чистое осознавание. Первой на этом чистом поле возникает мысль/образ - нечто очень тонкое и едва уловимое. Эта мысль, постепенно “материализуясь”, рождает желание, которое хотя само по себе еще и плохо осознается, но уже настойчиво подталкивает человека к действиям. И первое, что такое желание создает - это чувства, как эмоциональные, так и телесные. В свою очередь чувства рождают уже конкретные действия, в том числе и в материально мире.

Но это идеальная ситуация, характерная разве что для детей малых. У полностью сформированных нашей культурой взрослых индивидов данный процесс выглядит несколько видоизмененно. У взрослого человека, привыкшего к постоянному недоверию к самому себе и, как следствие, к самоконтролю возникает разрыв между чувствами и действием. В момент, когда у него возникает чувство, вместе с ним, как правило, возникает и контрчувство, которое это чувство тормозит или даже останавливает. Человек вступает с самим собой в спор, местами переходящий в отчаянную «борьбу Нанайских мальчиков». В отличии от ребенка у нормального взрослого человека далеко не каждая мысль превращается в действие. Подавляющее большинство из них «застревает» на середине процесса, рождая ощущение незавершенности и бессмысленности бытия.

Так вот, как в сексуальном акте, так и при потреблении алкоголя, описанный разрыв на время исчезает. То есть, он, конечно, может и не исчезнуть, но тогда и субъективный смысл в указанных действиях пропадает. Люди тяготеют к ним ИМХО инстинктивно и исключительно для того, чтобы хотя бы на время почувствовать ту свободу, когда не надо думать, сдерживать себя, управлять, решать и планировать, когда мысль автоматически становится действием, действие восприятием, восприятие мыслью и так по кругу.

Возвращаясь к духовным текстам, мне думается, что их авторы, привлекая подобные образы, хотели с их помощью донести до читателя именно такую внутреннюю духовную свободу от рассудка, страха и критицизма. Когда мысль течет свободно, без препятствий. Когда она не нуждается ни в подталкивании, ни в сдерживании. Когда своеволию человека нет места, и он просто пребывает в потоке жизни, являясь его неотъемлемой частью.

PS: Это я к тому, что не надо искать безнравственности и распущенности там, где ее нет. Лучше просто настроиться на духовную волну и попробовать понять, о чем мог захотеть рассказать автор, чтобы ему начали в голову приходить именно такие, а не другие, образы.

символы, суфизм, христианство

Previous post Next post
Up