Аллегорическое толкования слова "оскопить".

Dec 03, 2017 11:05

Одним из величайших заблуждений и препятствий у людей является вера в то, что они прямо сейчас, без всякой подготовки, способны понять все, что слышат (или читают). Нет, конечно, когда они берут в руки книгу на иностранном языке или объемистый научный труд с непонятной терминологией, эта вера, пусть и ненадолго, утрачивает свою опору в их уме. Но вот когда дело касается духовных текстов, к сожалению, сомнения оказываются неуместны. Это приводит часто к достаточно гротескным ситуациям. Так несколько лет назад Библию и Веды умудрились записать в разряд экстремистской литературы, а о христианских подвижниках рассказывают сказки (причем, сами же христиане), от которых волосы подчас становятся дыбом.

В частности, об Оригене известно, что он в молодости "оскопил" себя, ради Царствия Небесного. Как я вижу, многие современные христиане воспринимают этот факт буквально. Непонятно, правда, какая вообще может быть связь между духовными состояниями и отсутствием гениталий, но, похоже, многих христиан такие тонкости не волнуют - раз отрезал (а в этом они уверены), значит связь есть. Но если мы подойдем к этой ситуации со знанием аллегорического языка, то результат будет совсем другим.

Из истории известно, что во II - III веках в Александрии (родине Оригена) было три философские школы - языческий Неоплатонизм, раннее Христианское богословие и Гностицизм. Иначе говоря, в культуре того времени наверняка использовался микс из различных способов говорить о психических функциях человека. В частности, там обязательно использовали аллегории мужа-жены-зачатия-ребенка, и именно в смысле закона развития мысли.

Я напомню. Муж в зависимости от ситуации символизирует бытие человека и его бессмертную сущность. Соответственно, жена символизирует знание и смертную личность. Их взаимодействие (половой акт) приводит к рождению детей, которые могут оказать влияние как на духовный опыт и бессмертную сущность (мальчики), так и на знание и смертную личность (девочки).

Так вот, если мы встанем на эту позицию, и предположим (с полным на то основанием), что летописцы Оригена использовали в своем описании привычный Оригену язык (как тот сам бы говорил), то из этого последует простой вывод - Ориген отказался от мирской деятельности (перестал создавать причины для мирского опыта и мирского знания), и полностью посвятил себя проживанию мира Психического, где царит Недвойственность (Царствия Небесного). Иначе говоря, он стал монахом ("единым"). И все!!! Гениталии и прочая физиология здесь ни при чем.

А что касается возможного смысла слова монах в те времена, то тут тоже все непросто. Преп. Иоанн Лествечник и говорил, что «монашеская жизнь» доступна и христианам, живущим в миру, поскольку она есть в первую очередь единство внутреннее, то «собирание себя», о котором говорили великие подвижники. Правда, при этом отмечалось, что жизнь в миру обычно мало способствует такому «собиранию себя», а поэтому возникает потребность и «внешнего уединения». Так же вторит ему и Максим Исповедник, говоря: «Монахом является тот, кто удалил ум свой от материальных вещей и пребывает в Боге через воздержание, любовь, псалмопение и молитву».

Об этом писалось здесь: http://quest4sanity.livejournal.com/120868.html

символы, христианство

Previous post Next post
Up