Т.к. моя работа связана с нетрадиционной медициной (хотя, насчет традиционности, вопрос спорный как раз :) ), то было вполне логично предполагать, что рано или поздно меня коснется околобеременная/родовая тематика. И хотя мой личный опыт крайне скуден и ограничивается соло-родами младшего, тем не менее, есть прочтенный опыт других, и много мыслей
(
Read more... )
Тут можно взять вопрос шире: а действительно ли было в обычаях предков рожать обязательно с повитухами, может, рожали-то сольно в большинстве случаев, а вот на трудные роды как раз и звали тех самых опытных женщин в возрасте, за плечами которых большой опыт и своих родов, и чужих.
Вот один вопрос только, откуда ж этот опыт набирался, если женщина на старости лет только учиться начинала? Или все же, по логике вещей, учиться начинали раньше, но самостоятельно работать после менопаузы?
Но вот не взяла же Вас, молоденькую, бабушка в ученицы? Надо ждать среднего возраста? И ходить с бабкой на сложные роды? А где тогда набраться опыта для "нормальных" родов, если видеть сплошь патологию? На своих многочисленных учиться? Как многорожавшая состоявшаяся мать?
Но есть одно наблюдение, просто факт: большинство московских работающих с молодости домашних акушерок - развелись, а кто и не по одному разу. И судьбы у них непростые. Кто знает, насколько повлияла их работа на их судьбу или наоборот - судьба на их работу?
Reply
Про повитух , действительно, читала, что чаще всего они шли на сложные роды. В остальных случаях женщины справлялись сами. Каким образом акушерки набирались опыта- сложно сказать ( Проппа не читала , могуть быть некомпетентной ) . Насколько помню из рассказов и прочтенного, то помощницы тоже были женщины среднего и старше возраста. Молодые не фигурировали.
а про судьбу Вы очень верно заметили...
Reply
И молодая помощница может быть прекрасной "повитухой", от всей души помогающей женщине, но до глубокого понимания жизни и смерти, которое приходит с возрастом, процессов, происходящих в родах и вокруг них, до своего глубинного спокойствия и Принятия, ей еще расти и зреть в прямом смысле слова, а не потому что она "глупа", просто так есть. Так заложено в нас природой, что молодость для одних энергий, зрелость для других, старость для третьих. Это как кольца, нарастающие вокруг сердцевины дерева, дающие ему прочность и устойчивость, пока годы не пройдут - не нарастут, "так природа захотела, почему - не наше дело, для чего - не нам судить".
Хотя жизнь столь многообразна, что всегда есть исключения, которые, впрочем, лишь подтверждают правило.
Но интерес-то просыпается - с молодости, его куда девать? :) Только направить в мирное русло :).
К живым же носителям народной мудрости и традиций, как Ваша бабушка, я отношусь с глубоким уважением. Таких людей - наперечет. Пенсионеров много, мудрых - мало. И в сказанном Мастером, всегда гораздо больше произнесенных вслух слов. "Имеющий уши..."
Reply
"действительно ли было в обычаях предков рожать обязательно с повитухами...?"
из моего любительского этнографического опыта исследования околородовых вопросов, и из тех же книг,(ссылок не дам, все в бумажной версии у меня), в разных регионах, кстати, по-разному, где-то роды традиционно принимала мама или бабушка, в других - просто любая женщина, которая хоть однажды родила. Повитухи часто жили на отшибе, у них действительно была не простая судьба, часто это были одинокие женщины в озрасте, порой потерявшие и семью, и даже собственных детей. Чтоб стать повитухой, в мифологическом мировоззрении, нужно было иметь определенные "меты". Роды "звали" этих женщин, и они шли. Но, считалось, чтоб провести женщину через "иномирье", помочь пройти "точку невозвращения" и состояться в новом качестве, родив ребенка, повитухи должны были быть "сухими", то есть, когда остановились месячные, и угасло либидо. Считалось, что к "мокрой" женщине может пристать "иное", и вылезти на ней в явный мир. Когда на женщине были эти " меты", и роды ее " позвали", она шла туда, и лишалась "женской доли". И бесплодие, и ранний климакс - все это отмечается. Пожары, несчастья, потеря близких, итд. Для нормальных родов повитуха была не нужна, "бабить" умели простые женщины. Повитуху звали, чтоб закрыть роды, так как в любых родах открыты " врата смерти", где-то больше, где-то меньше. И после родов остается этот "сквозняк". потому родильницу считали нечистой, оставляли в бане, передавали через полог еду. Если эти врата не могли закрыться, по разным присинам, женщина начинала болеть, хиреть и разваливаться. Стали "закрывать" роды. В разных регионах этот обряд очень сильно отличался, как и культура околопослеродовая, свод правил, как быть. Это если чисто мифологический взять срез. С точки зрения физиологии родившей женщины, все выглядит иначе. Если просто "закрыть роды" обрядом, и погнать женщину в поле работать, она все равно будет болеть и разваливаться.
соглашусь с вами насчет современных акушерок. Часто мужья не выдерживают постоянного экстрима, в котором варится жена, занимаясь нелегальной практикой, и на этом фоне возникали конфликты. Очень мало мужей, способных принять такое положение вещей, и поддержать.
Reply
Совершенно с этим согласна. Мы многоплановы, нельзя отделять физическое тело от "душевного", все взаимосвязано. Часто, увлекаясь обрядовостью, забывают об элементарной физиологии, лежащей в основе процессов нашего тела. Хотя психология и физиология тоже связаны.
Reply
Что касается до других регионов - везде по-разному. Как здесь писали, так могли называть и просто многоопытную женщину. Нужно иметь в виду, что в разных регионах смысл соскочил с самого слова и перешел на другое (на знахарку или ведьму в принципе). Это характерно для христианских центров ближе к европе (начались гонения на ведьм, повитух, знахарок, но народ все равно обращался кним) Белорусь, Польша, Литва, Западная украина, Центральная украина. На русском севере в этом плане просто клажезь информации - начальство далеко, двоеверие в цвет (когда Бог помрет - Никола богом будет), и потому корневых понятий сохранилось гораздо больше, чем, скажем в Московской или Смоленской области.
Reply
Reply
Leave a comment