Измерения продолжительности жизни многоклеточных организмов оказывается слишком дорогим и трудоемким, главным образом из-за большой продолжительности жизни животных. Коловратка, из семества Rotifera оказываются особенно многообещающими объектами, так как они малы (0.1-1 mm), живут всего две недели, видимо стареют, признаки старения легко наблюдать и характеризовать (см кривые дожития, продуктивности и фотографии животных разного возраста, смотри
Antioxidants can extend lifespan of Brachionus manjavacas (Rotifera), but only in a few combinations).
С другой стороны, коловратки известны своей необычной стресс-устойчивостью: Они могут, например, переносить огромные дозы радиации. Они живут исключительно в воде, но при этом стойки к многолетним засухам (рекорд составил 9 лет). Стресс-устойчивость тканей организма является признаком многих успешных нестареющих организмов (таких как, например, голый землекоп), поэтому, на первый взгляд, можно было бы заподозрить пренебрежимое старение и у коловраток. Внизу обработка опубликованного графика (кривой дожития, красная линия), логарифм смертности, Ln(M), против возраста:
Как видно, вполне "нормальный" Гомперцовский вид (смертность экспоненциально нарастает с возрастает с возрастом). Что и следовало ожидать из абстракта: "видимо стареют, признаки старения легко наблюдать и характеризовать (см кривые дожития, продуктивности и фотографии животных разного возраста"
Почему тогда у простейших животных мы видим множество примеров экстримальной устойчивости к стрессам и (возможно) не всегда пренебрежимое старение? (внимание: мои две копейки после поста начинаются здесь) Может потому, что у эволюционно древних животных еще не создано тонких специализированных механизмов контроля специфических повреждений и единственный способ сохранить жизнеспособность это иметь мощнейшую (и возможно энергетически затратную) систему компенсации произвольных повреждений? Это может позволять выживать и сохранять жизнеспособность против произвольного стресса, но не достаточно для пренебрежимого старения.
Таким образом, высокая стресс-устойчивость является необходимым но недостаточным условием пренебрежимого старения.
Слово "высокая" это количественное утверждение, т.е. выше чем что-то, определяющее скорость накопления генетических повреждений. Таким образом есть нормально стареющие животные более устойчивых к стрессу, чем пренебрежимо-стареющие
как часто тут бывает: спасибо
aging_genes (Алексей Москалев) за привлечение моего внимания к статье