Для чего нужен епископ?

Nov 10, 2011 22:49

Митр. Иоанн Зизиулас объясняет это так:
«Итак, первым и основным делом епископа является предстояние на Божественной Евхаристии. Все остальные дела для него второстепенны, потому что имеют смысл по мере их отношения к Евхаристии. Не случайно, что в древней Церкви все церковные таинства совершались во время Божественной Евхаристии. Как показал в одной из своих работ наш приснопамятный учитель, выдающийся литургист Панайотис Трембелас, Крещение, Миропомазание, Брак и прочие таинства совершались на Божественной Литургии. Поэтому епископ приобрел власть давать разрешение на служение не только Божественной Литургии, но и всех таинств. Эта власть проистекала из того факта, что он предстоит на Божественной Евхаристии, и потому все, что на ней совершается, совершается по его благословению.
Следовательно, епископ, когда управляет, занимается не административным, как мы говорим, служением, но распространяет на все области жизни Церкви благодать и благословение Божественной Евхаристии, на которой он предстоит. Без Божественной Евхаристии не бывает освящения и благословения жизни верных. <…> Поскольку Божественная Евхаристия немыслима без епископа, то ни благодать, ни святость нем без благословения епископа получить невозможно.
Вот почему все в жизни Церкви происходит с благословения епископа. Причем это не что иное, как естественное следствие его положения на Божественной Евхаристии. Епископ по своей сути не администратор, а Служитель. Это должны понять, в первую очередь, сами епископы, а затем весь клир и народ, чтобы в Церковь не проникали мирские представления об управлении, власти и т.д.».
Епископ, как предстоятель Литургии, есть образ Христа. Литургия - это собрание рассеянного народа в одном месте ради одного дела, перед которым все «разделения и рассечения нашего бытия» уступают «единству и любви, нераздельно связанных с вечной, истинной жизнью», соответственно Литургия есть образ Царства Божия, Царем которого является Иисус. Поэтому и епископ предстоятельствуя на Литургии прообразует Христа, как Царя Небесного Царства.
Митрополит Иоанн Зизиулас. Церковь и Евхаристия. С. 91-112 (Епископ как предстоятель на Евхаристии).

митр. Иоанн Зизиулас, книги, богословие

Previous post Next post
Up