Feb 25, 2011 10:16
Попросили дать рецензию на доклад девочки-девятиклассницы по древнерусской иконописи. Рецензия конечно чистая формальность - конференция для детишек, какая тут речь о научности подходов :-) Но вопрос все равно возник… Не к девочке-автору, она тут не при чем. Вопрос к учителю. Доклад ведь писался под руководством «научного руководителя», которая должна была доклад хотя бы прочитать. А в идеале сама должна была сначала ознакомиться с темой, по которой ее ученица делает доклад. Но и на это можно закрыть глаза (доклад кстати, по древнерусской иконописи). Меня убили первый несколько строк «Введения», хотя все закономерно и к абсолютной безграмотности в отношении истории Церкви и христианства я уже привык… Но ведь способности к логическому мышлению у преподавателя никто же не отменял! Можно не знать церковной и византийской истории - это простительно, но не видеть логические нестыковки и ляпы - это уж слишком… Не удивлюсь, если научный руководитель - преподаватель ОПК…
Итак, «Введение»:
В 330 году император Константин Великий - первый император-христианин основал Константинополь на месте древнегреческой колонии Византии. Так назовут и восточную часть Римской империи после ее разделения в 395 г. Византийцы будут считать себя римлянами… и т.д.
Самое интересное вот:
Огромное влияние на культурное развитие страны окажет христианство, а точнее - православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Напомню, оно возникло еще в 395 г. с разделением римской империи на Восточную и Западную части.
Т.е. самое главное и старейшее направление в христианстве возникло лишь в 395 году??? Выходит так, а я и не знал.
Но и это не главное. А главное вот в чем:
Богословские основы определились в Византии в 9-11-х в.в., а православная церковь как самостоятельная сложилась в 1054 г.
Мало того, что старейшее направление христианства возникло в самом конце IV в., свои богословские основы оно обрело лишь через 600-700 лет, а самостоятельным стало только в 1054 г. А до этого несамостоятельность Церкви в чем, интересно, проявлялась?
Девочка прочитает свой доклад и забудет про него. И кто знает, может года через два-три она поступит на истфак или решит стать искусствоведом, или, может быть, захочет всерьез познакомится с историей Церкви и историей иконы. И если вдруг ее школьный доклад попадется ей в руки, то пусть она просто улыбнется - первый блин он ведь, как говорится, комом.
Другое дело, что под руководством ее научного руководителя (вернее руководительницы) будут писаться другие доклады с подобными же ляпами. И неужели нельзя спросить хотя бы у «Вики»? Она ведь все знает.
дети,
образование