Вопрос о богослужебных традициях

Dec 09, 2014 15:09

Интересная вещь: память некоторых святых, оставивших значительный след в церковной истории и богословии в богослужебной традиции получила практически "второстепенный характер". Например, прп. Феодор Студит - память 11 ноября ст.ст/24 ноября н.ст. - служба не имеет праздничного знака. Прп. Иоанн Дамаскин - память 4 декабря ст.ст./17 декабря н.ст. - Read more... )

Максим Исповедник, христианство, богословие, церковная история, размышления, Иоанн Дамаскин, литургика, Феодор Студит

Leave a comment

grigor_yan December 9 2014, 20:33:45 UTC
За всех армян говорить не стану. Тут что армяне, что англичане, что монголы. Все одинаковые в плане приверженности своему. Я же говорю не о национальном, а о христианском. Для меня армянское - это более расширенный вариант семейного. Оно мне дорого, но не сакрально. Если сын моей тети - подонок, то для меня он подонок, не взирая на то что "свой". И если в Армянской Церкви что-то не так, то оно для меня так же что-то не так...

Для меня абсолютно сакральны только Христос и все, что дано Им. Я всегда о себе отмечал, что христианство ценно для меня само по себе, вне всякой связи с тем, что я армянин. Я никогда не занимался дурной апологией, типа - "Ах как у нас - армян, все классно, а у других отстой". Моя апологетика всегда сводилась к защите против неправды. Причем неправду обличал не только по отношению к ААЦ, но и ко всем, о ком неправда звучала. Поэтому, если бы в ААЦ были некие деятели, из-за которых был во Вселенской Церкви раскол, и кто учил бы лжи о других, я точно так же изобличал бы эту ложь, даже если она "своя родная". Вот как бы мне не были дорого армяне, но если они рашисты, то я и говорю, что они рашисты. А поскольку среди армян отношение России едва ли не сакрализовано, то я своим отношением к российской агрессии вызываю тупую ярость у очень многих армян. Я для них уже "бендеровец". Но мне плевать на идиотов. Важна истина.

Так и в религии. Если есть проблема в ААЦ, я знаю, что она есть. Радуюсь только тому, что наши проблемы - это наши проблемы, и никому во вне не вредят. И я не делаю культа из Кирилла. Богословие ААЦ в принципе не зависит от Кирилла. Просто Кирилл в Византии стал вождем того богословского лагеря, с которым мы солидарны. Не было бы Кирилла, мы все равно учили бы так, как учим сейчас. Весь сыр бор вокруг Кирилла происходит только потому, что он почитается святым богословом и для халкидонитов. А потому нам, в полемике с халкидонитами, приходится ссылаться на Кирилла, как на общего авторитета. Ссылаясь на Кирилла, мы просто показываем, что наше богословие не есть нечто новодельное, но что оно древнее, дохалкидонское. Никакого иного значения творчество Кирилла лично для меня не имеет.

Если Каниболотский будет требовать отбросить Кирилла (что он и делал, пока был "несторианином"), то опять таки, я не стану защищать именно Кирилла. Если у несториананина есть факт, что Кирилл был такой-сякой, то я не стану впадать в истерику, типа: "Ты шо тут наших святых поносишь!". Если обвинение будет справедливым, то я ничуть не распереживаюсь в связи с этим. Но если обвинение будет ложным, дам жесткую отповедь. Бог даст свою оценку и Кириллам и всем другим. А вот правильность учения Иисуса Христа и Его апостолов - это уже другое. С несторианами я буду вести полемику в сути богословия, не касаясь ни Кириллов, ни кого бы то ни было еще. Для меня единство Церкви Божьей, мир среди христиан и отсутствие лжи о других - ценность превыше признанных святых и тем паче всего армянского.

Reply

quaeritans December 9 2014, 21:45:11 UTC
Спасибо за столь развернутый ответ!
Не знал, что Каниболотский нынче уже "бывший несторианин". Видимо, давненько я упустил его из виду. Просто, по старой памяти решился использовать его в качестве примера.
А Вы (простите за вопрос "не в тему") в Армении живете?

Reply

grigor_yan December 9 2014, 21:52:22 UTC
Все больше в Украине.

Reply

quaeritans December 9 2014, 22:13:47 UTC
Спасибо!

Reply


Leave a comment

Up