Духовное значение пищи

Aug 28, 2012 12:57


Пища имеет важнейшее духовное значение. Умные книги по литургике говорят о том, что вначале была просто вечеря, то есть ужин. Потом все это разделилось так сильно, что теперь во многих храмах после призыва приступить к причастию «со страхом божиим и верой» отдельно напоминают, что приступать могут все же только те, кто ничего не ел и не пил. Про споры о креветках и о том, кто же на самом деле курица (говорят, эллины не считают ее птицей) писано-переписано уже столько, что вроде бы вопрос должен отпасть сам собой. Поминовение умерших также обычно выражается в правильно подобранных ингредиентах, и в вовремя взятом благословении кушать рыбу, если, например, идет великий пост. А еще есть мнение, что в дни многодневных постов нельзя креститься, потому что крещение обязательно предполагает банкет, а банкет без тушеной с черносливом телятины - деньги на ветер, поэтому лучше уж отложить крещение до ближайшей сплошной. Хотя если вы заблаговременно благословитесь на вкушение шашлыка, то все будет в порядке. Венчание и застолье вещи настолько неразделимые, что тут и говорить нечего. Хотя именно здесь я искренне не понимаю, когда обвенчавшись с среду или пятницу устраивают постные трапезы. Вроде женитьба предполагается в идеале один раз в жизни, так что по этому поводу можно устроить утешение велие гостям. О кулинарных аспектах Типикона говорить не будет - желающие могут обратиться к первоисточнику самостоятельно.

Но самое главное - грех нарушения поста (пусть даже и незначительного нарушения) всегда тяжелее любого другого греха. Общим местом в большинстве исповедей является примерно такой вопрос: «Я вчера съел(а) рыбу/постился(лась) два, а не три дня… можно ли мне причащаться?».

P.S. В Патерике есть такая история: «Авва Кассиан рассказывал об авве Иоанне, бывшем игумене иноков: пришел он к авве Паисию, который сорок лет провел в самой уединенной пустыне. Так как Иоанн имел великую любовь к нему и по сей любви свободу говорить, то спросил его: что ты совершил во столько времени в таком уединении, нисколько не тревожимый никем из людей? Авва Паисий отвечал: с тех пор, как я уединился, солнце никогда не видало меня едящим. А меня не видало во гневе, сказал авва Иоанн». Заставляет задуматься.

христианство, мысли вслух

Previous post Next post
Up