Вторая работа француженки Корали Фаржи, бесспорно, кинособытие этого года. Приз за лучший сценарий на Каннском кинофестивале может кого-то смутить, потому что в «Субстанции» не так много диалогов и изысканного текста. Но кто сказал, что сценарий - это обязательно текст? В конкретном случае за сценарий тут отвечает сама история и её визуальная иллюстрация, которая через аттракцион ярких образов детально препарирует очевидную мысль о том, что старость - это не приговор.
Неистовая смелость и ярость Фаржи наполнена такой необузданной энергией, что физически невозможно не получить удовольствие от просмотра картины. Феминистический манифест в жанре боди-хоррор болезненно раскрывает все ментальные и физические комплексы главной героини, которая выступает гипертрофированной жертвой патриархальной конъюнктуры. Фильм больше пугает не телесными подробностями, а тем, насколько персонаж Деми Мур не любит настоящую себя. И тут надо отдать должное актрисе в том, как она на уровне микромимики показала это болезненное отчаяние. Метафорическое противостояние молодой версии и собственного я уходит в зону телесного ужаса, но самое неуютное происходит в довольно обыденной сцене, где героиня Мур собирается на свидание, но не может выйти из дома.
Забавно, что Фаржа порицая навязанный культ красоты, сама уходит в сплошную объективизацию. По сути, гиперболизация - это основной инструмент режиссёрки. Тут всё нарочито и избыточно. Сплошной сатирический гротеск, где мужчины возведённые в абсолютную карикатуру, а женщины в функциональную эксплуатацию. Но в этом и заключается авторская оптика. Крупных и сексуализированных планов актрисы Маргарет Куолли так много, что на это уже невозможно смотреть. При этом истинная суть в намеренной объективизации Фаржа чётче раскрывает в финальной части картины, где все те же крупные планы заставляют зрителя смотреть уже не на приятную красоту, а на телесный кошмар.
«Субстанция» не только содержательна в прямолинейном посыле, но и она сладко пленяет своей техникой. Фаража гипнотизирует зрительское внимание яркими визуальными образами, приятной вневременной эстетикой, а ещё нагло кичится референсами к Кубрику, Хичкоку, Кроненбергу. В фильме так много отсылок к «Сиянию» Кубрика, что не совсем понятно зачем. Но, с другой стороны, сам фильм - это сплошное слияние всего и вся.
Хотя тот же финальный 30-минутный сегмент, который так много наделал шума, конечно, неподготовленного зрителя шокирует своим содержанием, но меня эти сцены больше веселили. Слишком высокий уровень фарса и грим с бликами силикона обесценивают физиологическую естественность. При этом само исполнение выполнено на высоком уровне с должной яростью и энергией. Этот панковский угар и напористость Фаржи не только освобождают главную героиню в фонтане кровавой эйфории, но и демонстрируют, как из атрибутов эксплотейшн рождается настоящее глубокое авторское кино. Теперь осталось дождаться одного: хватит ли храбрости у киноакадемии «Оскар» оценить такой откровенный и радикальный шедевр Фаржи.