Убийцы цветочной луны/Killers of the Flower Moon - я искренне хотел полюбить новый фильм Мартина Скорсезе в его фатальном диагнозе бытового зла. Но во время просмотра понимаешь, что ты не растворяешься в этой мрачной монографии насилия, а чаще чувствуешь тяжесть четырёхчасового хронометража. И это обусловлено тем, что у истории нет интриги. Нам сразу обозначают злодеев, жертв, мотивы и цели, а всё остальное - это однотипный бытовой нарратив, неизменно повторяющийся несколько раз. Скорсезе транслирует очевидную истину про банальность зла и 2/3 картины просто констатирует этот посыл. И лишь с появлением героя Джесси Племонса действие сдвигается с мёртвой точки. Но это вовсе не значит, что у фильма нет сильных моментов. Тут есть прекрасный почти фолкнеровский герой Леонардо ДиКаприо, настоящий дьявол Роберт Де Ниро и жертвенный ягнёнок Лили Гладстоун. Скорсезе создаёт однотонную, но в то же время бескомпромиссную и удушающую одиссею насилия, которая видимо и должна изматывать, а не развлекать.
Оставленные/The Holdovers - главный рождественский фильм года. Волшебное ретро-кино виртуозно воспроизводит стилистику 70-х, но при это говорит об универсальных вещах, которые вне времени. История про то, как трём разным по типажу и характеру людям приходится вместе встретить Рождество, чтобы найти общий язык в своём одиночестве. Уютная и ламповая атмосфера прекрасно соседствует с флёром тоски и лёгкой грусти. Где Рождество становится не только праздником, сплотивший травмированные одинокие души, но является тем отрезвляющим моментом осознания того, что лучше, возможно, не станет, но с этим можно жить.
Капитан Марвел 2/The Marvels - фильм сделанный в попыхах. У картины отсутствует экспозиция, которая обрывистыми фразами словно говорит: сначала посмотри кучу сериалов на Disney+, и тогда ты будешь в теме. Но даже это тебе не поможет, потому что у истории нет сюжетного костяка, персонажи просто рандомно что-то делают и с ними что-то происходит. Между героями нет никакой эмоциональной связи, но вымученный конфликт настойчиво декларирует тему сестринства. Фильм невозможно воспринимать серьёзно, потому нет никакого драматизма, а есть лишь несмешная комедия с бессмысленными кринжовыми танцами и раздражающими выходками пакистано-американской семьи. Мыльный графон, дырявый сценарий и бездарная постановка - вот что такое «Капитан Марвел 2».
Май декабрь/May December - неуютная драма, которая внешне выглядит солнечно и тепло, но внутри неё - гнилая чёрная дыра. Мир, где за красивым фасадом благополучия живут одни циничные хищники. Режиссёр Тодд Хейнс мастерски и на полутонах иллюстрирует всю эту напыщенную искусственность, где нет откровенности, а есть лишь маски. А медийность лишь укрепляет эту иллюзорную идиллию. И в этом мире жертва, которую лишили детства, так и останется жертвой, скованный в силках, не в силах контролировать собственную жизнь.
Оставь мир позади/Leave the World Behind - автор сериала «Мистер Робот» Сэм Эсмейл удачно позаимствовал параноидальную конспирологию из своего телевизионного детища и создал напряжённую, неуютную апокалиптическую притчу, которая в наши дни смотрится максимально актуально. Эгоистическая паранойя о том, что самое страшное - это неопределённость, и единственное желание в такой ситуации найти собственный комфорт: не замечать происходящее и смотреть сериал «Друзья». Так же намного проще. Эсмейл мастерски нагнетает саспенс, талантливо погружает в густую паранойю и виртуозно всё это визуализирует.
Тысяча и один/A Thousand and One - утомительное социальное кино, комплементарный образец для «Сандэнса». При этом винить авторку не в искренности точно не стоит, но не покидает ощущение того, что все драматургические тропы выстроены словно по учебнику. Всё до боли стандартно и предсказуемо.
Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах/The Hunger Games: The Ballad of Songbirds & Snakes - я был удивлён как приквел «Голодных игр» единогласно стал для многих лучшей частью франшизы. Да, «Баллада о змеях и певчих птицах» выглядит гораздо живее третей и четвёртой части, но на глобальном уровне - это всё такое же дроблёное, нелепое и кастрированное кино. Фильм делится на три главы и к каждой из них есть что предъявить. Первая глава нас детальней знакомит с механикой «Голодных игр» и жизни Капитолия, но это лишь на словах. У фильма довольно скромный бюджет и это видно на уровне масштаба происходящего. События локальные, действия происходят чаще в закрытых помещениях, а детали, которые должны плотнее раскрыть предысторию, взывают недоумение. Например, герои не знают почему «Голодные игры» никто не смотрит, очевидный ответ для рядового маркетолога: очеловечить участников. Но до такой простой идеи догадался лишь главный герой. Я уже не говорю про самую незрелищную Голодную игру, где безликие статисты просто бегают и уныло умирают. Затем идёт финальная глава, которая мчится по сюжету так, что не успеваешь уследить ни за причинами поступков, ни за последствиями. Но главная проблема фильма в том, что здесь нет никакого развития персонажа Кориолана Сноу, зато есть неуместные песни от Рейчел Зеглер.
Личная жизнь/Love Life - фильм о том, как случайная трагедия рушит коммуникацию между близкими, имеет любопытные детали, но использует такие очевидные символы, что остаётся только пожать плечами. Например, чтобы подчеркнуть тематический мотив про прихоти Судьбы в фильме есть сцены с игрой «Реверси», которая наглядно обозначает эту метафору. Даже бывший муж главной героини здесь не просто так глухонемой. В то же время, это очень аккуратная и чувственная работа, которая, бесспорно, заденет за живое.
День благодарения/Thanksgiving - ещё один фильм по мотивам фейк-трейлеров для проекта «Грайндхаус». Получился предсказуемый, беззубый слэшер с максимум клише и шаблонов, который на безрыбье покажется свежим глотком. Мне не понравился. Редкий юмор тонет под слоем долгих и малосодержательных диалогов. А остросоциальный пласт, конечно, используется как издёвка, но вся ирония в нём теряется за топорным исполнением. Но заострять внимание на моё брюзжание не стоит, так как для фанатов слэшеров - «День благодарения» станет отдушиной.
Мятежная Луна, часть 1: Дитя огня/Rebel Moon - Part One: A Child of Fire - ну это какой-то позор, господа. Беспощадное в своей бессмысленности кино, которое демонстрирует бездушную экспозицию без единой оригинальной идеи. Зак Снайдер словно школьник взял сцены, идеи, концепты из разных своих любимых фильмов и создал для себя, но не для зрителя - фильм мечты.
Солтберн/Saltburn - я вижу, «Солтберн» мало кому понравился. Что с одной стороны понятно, так как структурная композиция в процессе разваливается, чувствуется вторичность по отношению к «Талантливому мистеру Рипли» и «Теореме» Пазолини, но какое же это красивое, стильное и эстетское кино. Эмиральд Феннел гораздо лучше работает с визуальным языком, но не сюжетными коллизиями. В то же время в этом (для кого-то безвкусном) китче есть своя доля определённого шарма и обаяния.
Анатомия падения/Anatomie d'une chute - это действительно хорошая сделанная работа, говорящая про кризис семейных отношений через архаичные гендерные стереотипы. Но кричащая символика и лобовая метафора смазывают итоговое впечатление от картины. Проблема ещё в том, что Трие зачем-то стерилизует жанр, убивая интригу в драматургии как в зале суда, так и в детективном расследовании.
Присцилла: Элвис и я/Priscilla - это два часа безжизненной и занудной иллюстрации того, что Элвис надменный абьюзер и манипулятор. Душный и нравоучительный феминистический памфлет, в которой нет ни динамики и ни конфликта.
Бугимен. Начало легенды/El hombre del saco - у режиссёра Анхеля Гомеса Эрнандеса получился до боли незамысловатый и унылый испанский Stranger Things. Нравоучительная сказка, использующая все возможные тривиальные хоррор-тропы, которая транслирует назидательную мораль, но при это не может напугать и увлечь самой историей.