Посмотрел первый сезон «Андора» от Disney+. Неожиданный сюрприз прошлого года, который дал крошечную надежду на то, что у вселенной «Звёздных войн» под кураторством Диснея, есть ещё какое-то будущее. Хотя скепсис по поводу этого проекта был существенный. После ужасного сериала про Оби-Вана, и то, что «Андор» - это приквел к довольно спорному фильму «Изгой-одни», который является приквелом к четвёртому эпизоду оригинальной трилогии, не сулило ничего хорошего. Но как оказалось, если в проект привлечь действительно талантливых, амбициозных людей с желанием принести во вселенную «Звёздных войн» что-то новое, то на выходе мы получим без преувеличения лучший сериал по «Звёздным войнам».
И этими людьми стали - Тони Гилрой, автор трилогии про Борна и оскаровского «Майкла Клейтона» и других хороших фильмов; его брат Дэн Гилрой, автор классного «Стрингера» и «Бархатной бензопилы» и Бо Уиллимон, создатель сериала «Карточный домик». Три мощнейшие единицы, которые со всей ответственностью и любовью подошли к форме и содержанию сериала, намеренно проигнорировав все узнаваемые атрибуты этой космооперы, сторонясь пресловутого фансервиса для того, чтобы наконец показать мир «Звёздный войн» глазами простых людей. Обнажить его внутренний социальный строй, раскрыть политическую систему Империи и продемонстрировать тяжёлый быт людей в условиях тоталитарного режима. То есть то, что всегда было где-то за кадром полнометражных фильмов.
Конечно, истинные фанаты франшизы все нюансы внутренней политической системы Империи могли узнать из различных романов по «Звёздным войнам», но простые рядовые зрители до выхода «Андора» были лишены этого богатого социального пласта. Гилрой раскрывает известный нам мир уже под другой оптикой, добавляет много различных оттенков и стирает ту сказочную грань добра и зла. Форма истории настолько уходит в приземлённую область, что начинаешь забывать, что ты смотришь «Звёздные войны». Перед тобой, по сути, разворачивается неуютный политический триллер с шекспировскими диалогами, где на первый план выходит саспенс. При этом дух авантюрного приключения тоже присутствует рядом и входит в идеальный синтез со сценами внутри бюрократических игр.
Даже сама нарративная структура выстроена любопытным образом. По факту, сезон состоит из четырёх сюжетных арок, каждая из которых имеет традиционную композицию. Там тебе и увлекательная история ограбления, напряжённый побег из тюрьмы, детальный экспозиционный экскурс и экспансивная финальная часть. Помимо того, что это прекрасно написано, это восхитительно снято и поставлено с технической стороны. Первая серия «Андора» по продакшену уделывает весь сериал про Оби-Вана. Красиво, дорого, изобретательно. Гилрой отлично сочетает стилистику: от неонура с городскими небоскрёбами до бунтарского эпика с авантюрными перестрелками.
И всё это идеально работает благодаря сильнейшему актёрскому касту. Стеллан Скарсгард при каждом появлении выжигает кадр своей харизмой и оформляет свой образ величественными монологами. Энди Серкис отлично выглядит в динамике и пестрит звериной энергетикой. Конечно, на фоне их главный герой в исполнении Диего Луны выглядит менее респектабельно. Но он тут больше выполняет роль запала, который каждый раз сдвигает сюжет с мёртвой точки и становится объектом через кого мы наблюдаем как мир вокруг загнивает под натиском имперского фашизма. Что вновь идеально коррелируется с сегодняшней реальностью.