Увы, не получилось у меня написать данную статью к Хэллоуину, так что уберём в ней тематическую подоплёку и озвучим десять фильмов ужасов для уже обычного вечернего просмотра.
1) «Список смертников» (Kill List) 2011 г.
Не совсем радужным получилось знакомство с творчеством режиссёра Бена Уитли, где после просмотра фильма «Высотка» было ощущение того, что Уитли, конечно, имеет свой авторский стиль, но сам по себе излишне претенциозен в своей подаче. А вот после недавней «Перестрелки» мнение о нём кардинально изменилось, после чего захотелось ознакомиться с его более ранними работами. И так получилось, что картина Kill List на своём примере уже окончательна и безоговорочно смогла подтвердить в неоспоримости таланта Бена Уитли. Фильм, который изящно играет на контрастах жанрового многообразия, демонстрируя в первой третьи непростую бытовую драму, затем сворачивая на дорогу чистого криминала, а потом и вовсе заканчивая неожиданным кульбитом в виде хоррора с шикарным финалом, на первый взгляд дезориентирующего своим странным исходом, но в действительности полноценно раскрывающего весь сюжетный месседж истории.
2) «Призраки» (Wind Chill) 2007 г.
Незаметно прошедший в год своего выхода прекрасный ужастик режиссёра Грегори Джейкобса, вышедший под продюсерской эгидой Джорджа Клуни и Стивена Содерберга с очаровательной Эмили Блант на главных ролях. Кино, ложно начинающее как история наподобие «Попутчика» со смещённым акцентом - от странного пассажира на странного водителя - в итоге оказывается атмосферным и гипнотическим рождественским хоррором о призраках, где режиссёр, помимо воссозданной атмосферы волшебного погружения, с должным умением прописал эмоции персонажей до сопричастного сочувствия.
3) «Безумцы» (The Crazies) 2010 г.
Ремейк фильма Джорджа Ромеро, из которого выкинул всю политическую сатиру оригинала в угоду смакованию его атрибутов чистого жанра, и очень вкусного смакования. Постановщик Брек Эйснер не сеет какие-то смысловые тонкости и не хмурит брови умным видом, но при этом знает, чего хочет рядовой зритель. Тем самым, не размениваясь на долгую экспозицию, Эйснер крепкого хватает зрителя на свой энергичный абордаж из массовых убийств, брутальных смертей и всеобъемлющего психоза, развлекая аудиторию откровенностью и грязью в его положительном проявлении. Но при этом за всем этим лоском из развлечения, Эйснер, конечно, не играет в чистую сатиру, но не забывает вскользь обличать её политическую систему.
4) «Отвращение» (Repulsion) 1965 г.
Первая часть «квартирной трилогии» Полански, в которую также входят фильмы «Ребёнок Розмари» и «Жилец». Почему из этих трёх великолепных картин, выбор пал на «Отвращение», обусловлено тем, что она первая: даже при том, что две последующие работы мне импонируют больше. Завораживающее и параноидальное полотно с божественной Катрин Денёв, погружающее в стоминутное безумие молчания, проносящее через призму больного сознания в мир сексуального самоистязания.
5) «Невинные» (The Innocents) 1961 г.
Старая картина режиссера Джека Клейтона по роману Генри Джеймса «Поворот винта», выглядящая для 1961 года эстетически выверено. Забавно, что при первом просмотре у меня были претензии к чрезмерной режиссёрской концентрации в сюжетной двусмысленности происходящего, упрекнув его в грубой реализации. Пересмотрев фильм на днях, никакой грубости с моей стороны уже не было замечено, скажу больше: вся эта подоплёка в двойственности событий наоборот была тонко реализовано до нужного изыска. Конечно, картина вряд ли сейчас способна кого-нибудь напугать всерьёз, но она примечательна совсем другим, а именно стилизованной и смысловой вовлечённостью.
6) «Тьма» (Darkness) 2002 г.
Когда-то испанский режиссёр Жауме Балагуэро тешил в сердцах зрителей большие надежды, что возможно мы получим второго Алехандро Аменабара, но, увы, Балагуэро обосновался в нише зрительских предпочтений. Что касается фильма «Тьма», то сейчас он может показаться вполне стандартным представителем своего жанра, но даже в этой номинальной стези он имеет выделяющую особенность в отличие от нынешних ужастиков, повязших сегодня в непросветных штампах и клише. У Балагуэро есть стиль и красивая картинка, удовлетворяя тем самым потребительское созерцание. Концептуально он берёт элементы из «Сияния», но не ограничивается ими. Хотя к самому сюжету возникает ряд вопросов, но мрачный и безысходный финал сглаживает некоторые шероховатости.
7) «Плетёный человек» (The Wicker Man) 1973 г.
Про «Плетёного человека» я как-то писал, так что озвучу уже сказанное. Прекрасная и необычная картина 1973 года, где режиссёр Робин Харди талантливо миксует жанровую составляющую, жирно приписывая в историю изысканный символизм и форменную интерпретацию. Фильм так сладостно пугает и веселит, демонстрируя одновременно детективную линию, хоррор элемент, а также заводной мюзикл, обрисовывая тем самым неординарное и запоминающее зрелище. Автор с такой увлечённостью и неугомонным интересом сталкивает язычество и христианство, что просто упивается своим созданным толкованием. После чего становится ясно, почему ремейк с Николасом Кейджем настолько плох.
8) «Приют» (El orfanato) 2007 г.
Картина обусловлена несколькими пластами восприятия, изначально выдавливая из себя вполне жанровые элементы, но постепенно обнажая в этом глубокую и психологическую драму о потери, удачно выворачивая зрительские эмоции до предела. В то же время режиссёр явно хотел усмирить этот поток драматических слёз, стараясь разбавить весь этот надрыв интригующим детективом, который в кульминационный момент раскрывал шокирующий финал своею неожиданной прозаичностью, сменяя пелену мрачности на сказочную воодушевлённость.
9) «Отзвуки эха» (Stir of Echoes) 1999 г.
Пример того, как режиссёр Дэвид Кепп за первые пять минут фильма грамотно обрисовывает главных персонажей, после чего начинаешь переживать за этих героев вплоть до финала. Кепп из вполне обычной бытовой истории создаёт настоящую обширную мифологию из призраков и ясновидцев, резонно предполагая, что из такого материала можно создать целый цикл фильмов с данными персонажами, но видимо эта идея никому не была нужна (не будем тут вспоминать его бюджетное якобы продолжение).
10) «Другая дверь» (Naboer) 2005 г.
Фильм идёт всего 70 минут (без титров) и успевает всецело обнажить интерпретационное восприятие в извилинах разрушенного подсознания. Сложно описывать картину, не ударившись в спойлер, но при первоначальном просмотре уловить смысл, суть и отгадку фильма вполне возможно. И в этом случае, его короткий хронометраж играет картине на руку, молниеносно вовлекая в обыденную историю человека, недавно расставшийся со своей девушкой, в стилизованной обёртке из Поланского и Де Пальмы, в котором превалирует больной эротизм и эстетическая старомодность с отголосками линчевского сюра.