В честь выхода фильма «Прибытие» Дени Вильнёва, решил, как и с фильмами ужасов, посоветовать десять наиболее интересных фильмов о пришельцах. Хотя и в списке есть культовые и известные фильмы, «Чужой» и «Аватар» я всё-таки решил не включать. В действительности, было весьма сложно выбирать картины на данную тематику, так как оказалось, что хороших фильмов об инопланетянах не так уж и много.
1) «Побудь в моей шкуре» (Under the Skin) 2013 г.
Картина известного клипмейкера Джонатана Глейзера по роману Мишеля Фабера, в котором мало что осталось от романа, взяв из него лишь концепцию. Что в данном случае только пошло на пользу. Вместо рутинного повествования книги, режиссёр создал совсем иное произведение, углубив сюжетную составляющую и вписав туда тонкую метафору двойственности человечества. Конечно, Глейзер больше напирал на завораживающий и психоделический визуал, и его стилистику, сладостно радуя зрительский взор, но за все этой красотой, если присмотреться, смысловой символизм никуда не делся и основательно присутствовал во всём сюжете.
2) «Близкие контакты третьей степени» (Close Encounters of the Third Kind) 1977 г.
В 70-ых, когда все киношники представляли иную форму жизни как нечто враждебное, Стивен Спилберг решил пойти совсем другим путём и снял фильм про дружелюбный контакт, одновременно показав его научную сторону, не забыв при этом про авантюризм и драму. И вся та научность была так прекрасно проработана и настолько умна, что когда куча людей в халатах и очках начинали играть на синтезаторе инопланетную мелодию, то в это безоговорочно хотелось верить. Да, в будущем у Спилберга появился ещё более успешный «Инопланетянин», демонстрируя в нём похожую тему и используя более интерактивный язык, но «Близкие контакты» на его фоне всё же намного сложнее, изящнее и объёмнее.
3) «Факультет» (The Faculty) 1998 г.
В середине 90-ых Кевин Уильямс удачно возродил жанр слэшер, написав успешные сценарии к таким ужастикам как «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Умело поиграв на поле постмодернизма, изящно вывернув и высмеяв обыденные клише хорроров, Уильямс решил сделать тоже самое уже с научной-фантастикой, написав прекрасный сценарий к «Факультету». За постановку фильма взялся тогда подающего надежду, а ныне известнейший режиссёр Роберт Родригес. Густое слияние таких фамилий как Родригес и Уильямс, в итоге влилось в ироничный, страшный, задорный и драйвовый сплав из «Похитителей тел», «Нечто» и того же «Крика», где подкованная молодёжь насмотревшиеся научной-фантастики, нашла оригинальный способ как противостоять инопланетной угрозе.
4) «Нечто» (The Thing) 1982 г.
Культовая картина Джона Карпентера, которую, наверное, не все видели, но точно о ней все слышали. Герметичная и параноидальная жуть с впечатляющими спецэффектами, выглядящая и поныне внушительно. Неидентифицированное зло незримо обволакивающее холодную пустоту, где неизвестность становится пугающей, а твои ещё вчерашние друзья, уже возможно не твои и не друзья. Страх перед неизведанным, но более острый перед узнаваемым. Метафора угрожающего одиночества, доведённая до абсолюта, обрывающая грань между реальным существованием и мнимым, приводящая к гибели не только отдельной личности, но и всего мира.
5) «Супер 8» (Super 8) 2011 г.
Это такой обновлённый «Инопланетянин», где Джей Джей Абрамс через чувства ностальгии окунает зрителя в своё настроение, вовлекая в юношеские эмоции с желанием разгадать неизведанное и ощутить потерянные ощущения к приключениям. И в отличие от того же «Инопланетянина», Абрамс не ограничивает себя в жанровой составляющей, и помимо лиричности, не боится показать страшные моменты, переходя от милой ностальгии в суровое напряжение.
6) «Хищник» (Predator) 1987 г.
С детства обожаю этот фильм, имеющий некое необъяснимое притяжение, из-за которого его вновь и вновь охота пересматривать. Вроде типичный фантастический боевик с Арнольдом Шварценеггером, но режиссёр Джон МакТирнан настолько уютно чувствует себя в этом жанре, что доводит каждую типичную деталь до идеального блеска. Отличные спецэффекты, божественный саундтрек Алана Сильвестри, торжественно бьющего по ушам и нервам, харизматичные и тестостероновые герои, изобретательный экшен - все эти элементы, без лишних эпитетов, прекрасны.
7) «Планета Ка-Пэкс» (K-PAX) 2001 г.
Тот случай, когда пациент психиатрической лечебницы заявляет, что он пришелец и оказывается, что возможно это так. Трогательная драма, которая приятно пробирает до души и воспроизводит настолько чистые эмоции, что наблюдать за развитием отношений пациента Прота и его лечащего врача, одно удовольствие. Режиссёр талантливо держит воссозданный ритм трогательности, не впадая излишнею манипулятивность и приторность, дозировано и поступательно меняя настроение, только для того, чтобы в последнем акте показать, что мир всё-таки жесток, но способен на излечение. Кевин Спейси и Джефф Бриджес создали замечательный тандем и показали интересную химию между пациентом и врачом.
8) «Тёмный город» (Dark City) 1998 г.
До того как появилась «Матрица», режиссёр Алекс Пройас успел уже снять свою. Неонуарная фантастика безупречно стильная и необычная, где повествование с первых же секунд увлекает и удивляет. Пройс изящно создал мир с правилами настоящего нуара, выстроив поступательное жанровое многообразие, вовлекая изначально во что-то параноидальное и ирреальное, затем создав что-то мистическое, а потом чисто фантастическое, не забывая при этом про красивую романтику с участием прекрасной и молодой Дженнифер Коннелли. Недооценённый бриллиант фантастики ничем не уступающего в своём новаторстве той же «Матрице».
9) «Вторжение похитителей тел» (Invasion of the Body Snatchers) 1978 г.
Замечательная экранизация романа Джека Финниа, которую экранизировали целых четыре раза в разной степени годности. Версия 1978 года, безусловно, одна из лучших, где режиссёр Филип Кауфман мастерски передал страх безысходности в большом мегаполисе, преобразив городскую локацию в настоящую ловушку для героев. Помимо атмосферы, картина имеет внушительные эффекты - рождение клонов, разложения индивида или неоконченное формирование организма, всё выглядят очень правдоподобно и никаких тебе компьютерных эффектов. Такая обнажённая естественность, благостно приумножающая гнетущее состояние неминуемой гибели до полного исступления. Филип Кауфман со вкусом показывает нам безумие, паранойю и страх с должной откровенностью и со смыслом.
10) «Особь» (Species) 1995 г.
Понимаю, неоднозначный выбор, но фильм имеет интересную фабулу. Это такой фантастический «Основной инстинкт», где сексуальная Наташа Хенстридж пленяет своей красотой и пугает своей скрытой сущностью. Фильм, конечно, в плане сюжета не слишком замысловат, а персонажи выглядят больше дилетантами, чем учёными. Но при этом картина снята со вкусом и имеет бодрый ритм. А дизайн инопланетянина от Г. Р. Гигера, а также жуткие сны главной героини, вызывают настоящий калейдоскоп устрашающих образов. Плюс режиссёру удалось создать не просто откровенный страх, а именно эротический - атмосфера фильма прям пропитана её. Сексуальность такая вездесущая и возбуждающая, гармонично взаимодействующая с триллерной составляющей и SCI-FI фантастикой, что создаёт из этого обусловленного блокбастера нечто иное.
P.S. Ещё хотел бы упомянуть фильм «Знаки» М. Найта Шьямалана. Да, у него есть недостатки в виде деревянной актёрской игры и непроработанного сюжета, но это тот редкий случай, когда забываешь о каких-либо недостатках и видишь в фильме лишь его достоинства. А достоинства у него, безусловно, есть.