Dec 31, 2009 00:55
Как-то даже не ожидалось, а вот между тем вот и кончилось десятилетие 2000ых. И - что было уже более чем ожидаемо - они были гораздо менее яркими и насыщенными чем 90ые. В плане компьютерных игр, разумеется. Было бы глупо не воспользоваться случаем и не подвести некоторые итоги и не написать кучу всякой обощающей муры.
Можно сразу сказать, что круче, чем Anachronox всё равно ничего не вышло. И не то, чтобы это низкая планка, ничуть - и нехилая доля представителей так называемой классики и классической эры согнётся в глубоком почтительном поклоне перед этой великой игрой. Так что это опять же неудивительно. Но грустно то, что судя по большинству остальных экспонатов такое ощущение, что никто даже и не пытался идти в этом направлении. И вот ирония, это ведь с 2001 года.
С начала десятилетия происходил почти постоянный прогресс трёхмерной графики, к сожалению чисто технический, очень немногие разработчики использовали (а тем более правильно) художественный и функциональный её потенциал. Не говоря о каком-то прогрессе интелектуальном, о каких-то интересных рецептах, нестандартных подходах и изобретениях, первоначальный ажиотаж и желание сделать всё как можно лучше и выжать максимум сменились рутиной и совершенно формальным применением модных технологий.
Вообщем-то трёхмерия задала моду эпохи. Всё уважающие себя серьёзные и ленивые разрабы начали клепать в 3D, причём с течением времени во всё более приглядном 3D. Правда на дизайне и фантазии это, увы, никак не сказалось - затёртые блестящие хиты последних лет вроде всяких Assasin's Creed, Bioshock, Mirror's Edge и прочего красочны и динамичны и при этом насквозь скучны. Кстати, упомянутые мной экземпляры как раз сделаны с некоторой искрой воображения, но в чём эта искра утоплена...
При этом конечно, тем редким людским особям, кому надо, ничего не помешало проявить талант и использовать данное им по достоинству, такие игры как Portal и AquaNox представить вне трёхмерии нельзя, покуда их геймплей всецело на ней завязан, да и как атмосферные художественные произведения они совершенно не бьют в грязь лицом. То же можно отнести и к Anachronox опять же.
Нельзя не погладить Bethesda по голове за её всеохватный движок, грамотный подход и хотя бы некоторое приближение к тому, чем должна быть трёхмерная игра - эдакий открытый дрим-гейм, где можно всё, которое можно было - не без модов, возможность существования которых опять же заслуга - видеть в некоторой степени в Oblivion и Fallout 3. То, что можно было там видеть это не предел мечтаний, но на приятную такую мечтучку потянет.
А трёхмерия и адвенчуры это вообще очень грустная история. Сначала некоторые решили, что надо обязательно сделать квесты в 3D и это будет модно, затем после ряда удачных и неудачных попыток (из которых фанаты жанра, кажется, вынесли только плохое), модно стало "как раньше". Особенно обидно и глупо и показательно это выразилось у Revolution, которые сделали два отличнейших трёхмерных Broken Sword'а, а потом вовсе ударились в графический ренессанс, как и половина квестоделов, судя по всему. Но опять же, кому нужно было сделать хорошие трёхмерные квесты, тот это сделал, начиная от названных мечеломателей и продолжая Daemonica, Culpa Innata и даже, с позволения сказать, тридэшными Myst'ами. Странно, странно, что успешные эксперименты никто не замечает.
Сам квестовой жанр, впрочем, это одна большая грустная история (и это тоже никого не удивит). Кризис жанра тянется уже непойми сколько, уже с конца прошлого десятилетия, фанаты хнычут... и не так уж это плохо. Потому что во-первых, упадок лучше осознавать, даже если ничего не делаешь. Во-вторых, даже если ныть, всё равно тем, кому надо всё равно сделают всё хорошо. И тут - несмотря на некоторое число вполне достойных экземпляров жанра, вышедших за это время вопреки всему - хотелось бы отдельно выделить серию, целиком уложившуюся в десятилетие и избежавшую всех бед и пороков жанра, индустрии и вообще человечества. Это сериал Runaway рук благородных, героических я бы сказал, испанцев из Pendulo. Он порадовал душу что в 2001, что сейчас в 2009, не ударил в грязь ни в одной части, не оказался придавленным и задушенным своим жанром, вообщем... не разочаровавшим в самых лучших чувствах. И именно этот сериал я бы без всяких раздумий назвал квестовым сериалом десятилетия. Пендуло молодцы, надо поставить им памятник из золота.
Ещё одним из воодушевляющих моментов жизни является бодрая жизнь и развитие любительской и независимой геймдевелоперской сцены. Она принесла нам и многочисленные замечательнейшие и душевные AGS-квесты и всякие милые Scratches и много ещё чего, и не только встала на ноги, но стала в некотором роде популярным движением, что всё-таки обнадёживает. Не менее приятно и то, что в этой среде ещё живые идеалы, символы и идеи олдскула и они находят своё место и служат благодатной почвой для новых изобретений и находок. А ещё любительская сцена принесла нам The Vacuum! Ну разве одно это не прекрасно ли?
А вот дикая ностальгичность серьёзной индустрии, которая осознала свой кризис идей и ринулась воскрешать всё "культовое" и "классическое" без разбору и - о горе - без вкуса и толка совершенно не радует. :/ И Monkey Island вернули и Fallout, и что только не.
Впрочем, конечно, спрос рождает предложение, а игровая аудитория, как оказалось, совершенно не чужда того, чтобы ей плевали в лицо. Задержали версию для PC на полгода? Отлично. PC-версия плюс к этому неиграбельна и крива? Ничего-ничего, мы всё ещё вас любим, давайте ещё. PC-версии вообще не предвидится? Ничего, мы с радостью купим все ваши консольки.
Ладно, нельзя объять необъятное, тем более что я и не всё-всё ещё видел. Так что не надо тут "а как же уютненький Max Payne/Deus Ex/Silent Hill?". Много чего было хорошего. Но тенденции скорбны. Тем не менее из всего этого напоследок вытянем радостные ноты. Всё-таки возродился Westwood как феникс в Petroglyph, и дай Бог будем мы в 2010 дрочить в их MMORPG Mytheon. И замечательные Terminal Reality на плаву остались. И мои герои Pendulo. И целая куча фанатов. И Lazy&Sleepy, которые не успели засветиться в этом десятилетии (может, гм, к лучшему?), зато непременно наложат руки на следующее.
Hooray!
игры,
судьбы мира,
итоги,
ненужное,
blah,
квесты