Испокон веков, у восточных славян был особый, почитаемый день, самый длинный, светлый день. Один раз в году, в середине лета, приходился на день летнего солнцестояния. Инструментом для определения служил любой вертикальный предмет, по принципу, в тот день, когда в полдень тень переставала уменьшаться, день считался праздничным. Праздник не обозначал начало нового года, но по значимости был наполнен духом, сродни современному новому году и рождеству.
«Но это совсем другая история»... ...в нашей истории праздник сохранился в неославянстве под названием "Ивана-Купалы", по аналогии с православием, в котором он называется днем Ивана Предтечи, а в католичестве днем Иоанна Крестителя.
Дальше, сплошные "почему". Почему появился "новый год"? Почему празднование "нового года" всегда сопряжено с чествованием рождества? Почему это происходит зимой? Почему празднование нового года, это не один день, как обычный праздник, а целый период?
На удивление, "новые годы" всегда были праздниками двойными. Появились они в результате... технического прогресса, и как следствие развития экономических, политических и религиозных факторов, таких, как накопление "излишек", сохранность и охрана материальных ценностей, влияния жреческой "пропаганды и веры", ростовщичества, перераспределения доходов, имущественного неравенства, расслоения общества и прочего ба-бла-бла...
Итак начнем. Первый технический прогресс совершил... землемер. Началось все в троянский период, когда стали формироваться институты управления, распределение новых территорий и государственное образование. По-православному этот период можно назвать "временем Каина и Авеля". Землемер позволил качественно поделить циферблат солнечных часов. На открытом пространстве, устанавливали строго вертикальный столб, по тени которого, отмечали прохождение солнца в процессе дня. Определяли север по полярной звезде и землемером откладывали в обе стороны направления востока и запада. Тень, которая ляжет ровно на запад на восходе и ровно на восток на закате, говорит о наступлении равноденствия, и следовательно весной, о начале нового года, а осенью, об окончании года.
"Земледельческий новый год", наверное единственный "новый год", благодаря которому вообще прижилась "новогодняя" традиция. Начинался "праздник"... праздник - это безусловно условное название..., как подготовка к новому сельскохозяйственному году. Помните поговорку "время собирать камни, и время разбрасывать камни", или еще, "как встретишь год - так его и проведешь". В нашем случае обе поговорки имеют не переносное, а прямое, первоначальное смысловое значение. Заканчивался "праздник" в день весеннего равноденствия. Знаменовал начало земледельческого года, и вероятно этот день, единственный, настоящий "новый год", как нормальный, однодневный праздник.
Позже, праздник "эволюционировал" в недельный период православной "масленицы". В другой традиции сохранился под названием "навруз". "Навруз" сейчас распространен в странах с мусульманскими традициями, но, кстати, мусульманским не является.
Второе лицо двуликого Януса - "мытный новый год". Приходился на день осеннего равноденствия. Определялся также как день весеннего равноденствия. Его называли "праздником сбора урожая", но фактически, это был "день подачи налоговой декларации", в общем, так себе праздник. Год завершался после сбора урожая и с наступлением холодов.
Из этого периода сохраняются традиции возвращения долгов, дарения подарков. Соответственно, "праздник" приходился на день осеннего равноденствия (22-23 сентября).
Традиции провожать старый год с песнями, гуляньями, играми появились намного позже, но важно, что со времен празднования летнего солнцестояния, до сегодняшних дней сохранилась традиция, "лазания по столбу". Важно, потому, что как мы теперь понимаем, это главный атрибут... астрономического устройства, при помощи которого определяли время наступления начала и конца нового года.
Продолжим, время не стоит на месте, на пороге религиозный период. Облагаемые налогами территории расширяются. Для управления территориями расширяется штат дармоедов. Появляется должность жреца (вероятно от слова "жрать"). Жрецы, еще по инерции занимаются врачевательством и наукой, но теперь состоят на службе и обязаны оправдывать имущественное неравенство и заниматься "верой" и соответственно пропагандой.
"Жреческий новый год" и астролябия. Развитие новых технологий таких, как "философия", "математика", "алхимия" и "астрология" позволили заметить и рассчитать закономерности связанные с движением солнца и планет. При помощи изобретенной астролябии было вычислено новое начало "нового года". День зимнего солнцестояния приходящееся по григорианскому календарю на 19-22 декабря. В это время световой день начинает увеличиваться, год, как бы рождается заново. Повторяется зодиакальный круг, начиная с созвездия козерога, владыкой которого, считается сатурн. Развитие суеверных и мистических представлений, породило празднование астрологического нового года, который в древнем Риме назывался периодом сатурналии. Здесь прорастают корни традиции шумного веселья. На этом, в принципе, веселье заканчивалось, начинался новый год.
Следующим этапом был "календарный новый год" или битва календарей. В день зимнего солнцестояния праздновался религиозный новый год - рождество, а после, уже в назначенный день после зимнего солнцестояния - новый год светский. Как мы поймем дальше, именно этот период становиться прообразом новогодних каникул. Так, в древнем Риме веселье продолжалось, потому что к концу года приурочили вступление в должность новоизбранных консулов - высшей власти. Вероятно для контроля за подготовкой к новому хозяйственному году, инаугурацию перенесли с мартовских ид (15 марта) на начало года.
Римский календарь был одним из наименее точных. Сначала он вообще имел 304 дня и включал только 10 месяцев, начиная с первого месяца весны (мартий) и кончая наступлением зимы (декембер - «десятый» месяц); зимой счёт времени просто не вёлся. Царю Нуме Помпилию приписывают введение двух зимних месяцев (януарий и фебруарий). Добавочный месяц - мерцедоний - вставляли понтифики по своему усмотрению, довольно произвольно и в соответствии с различными сиюминутными интересами. Так появилось раздвоение праздников на религиозный Сатурналий и светский Кампиталий.
Начиная с 17 декабря празднованием Сатурналий - сезонного зимнего праздника после окончания сбора последних урожаев - продолжались пять дней. Помимо Сатурналий, образовались "Компиталии" и относились они к «подвижным» праздникам. Как писал историк Макроний: «Подвижные праздники суть те, которые ежегодно возвещаются начальствующими лицами или жрецами либо в заранее определенные, либо даже в заранее не определенные дни». Начальствующие лица назначали Компиталии в конце декабря после Сатурналий в зависимости от точности определения зимнего солнцестояния, для компенсации неучтенного времени. На это время порталы зданий и двери жилищ украшались ветвями лавра, по вечерам - огнями, и начинались народные гулянья с песнями и танцами.
"Рождественский новый год". Календарь, в котором обозначили начало и конец года, наладили... консулы ушли в "историю", жрецы сменились священниками... В итоге рождество было назначено на день - 25 декабря, потому что еще в 45 году до н. э. Юлий Цезарь в своём юлианском календаре установил для Европы 25 декабря как дату зимнего солнцестояния (лат. Bruma). В начале IV века Миланский эдикт уравнял в правах христианство с официальной римской религией, и у римлян-христиан появилась возможность открыто праздновать Рождество. Эдикты последнего императора единой Римской империи Феодосия I Великого в конце IV века сделали христианство официальной государственной религией Римской империи. И жреческий огонь в храме Весты, как символ языческой религии, был погашен в 391 году.
Но тех пор за счёт разницы между календарным годом (365,25 суток) и тропическим годом (365,2421897 суток) произошёл сдвиг фактического астрономического солнцестояния примерно на три дня за каждые четыре столетия, достигнув в XVI веке даты 12 декабря.
Знакомый, современный новогодний праздник пришел к нам из эпохи реформации как "Григорианский Новый год" и помогло ему в этом изобретение квадранта и секстанта, как более точных астрономических инструментов. С их помощью удалось установить расхождение в календарных и фактических датах.
По мере накопления ошибки (1 день в 128 лет), расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным становилось всё более явным. Реформу провёл папа Григорий XIII в 1582 году, опираясь на проект математика и врача Алоизия Лилия. Чтобы восстановить точное соответствие между сезонами и гражданским годом, но при этом он ссылался не на эпоху римского императора, а на Никейский собор 325 года, период становления основных христианских праздников. Таким образом, Папа аннулировал 10-дневную ошибку, накопленную за период с IV по XVI века, но не учёл 3 дня, набежавшие между I и IV веками нашей эры. Эта корректировка календаря сдвинула зимнее солнцестояние в северном полушарии примерно до 22 декабря. В результате был создан григорианский календарь, смещенный, но астрономически более точный, чем юлианский. Календарный день - 25 декабря - рождество Календарный день - 1 января - новый год Календарный день - 7 января - православное рождество Календарный день - 14 января - новый год по старому юлианскому календарю.
Таким образом, мы получили: день подачи налоговой декларации и уплаты налогов, как всенародный праздник, два рождества одного бога и два начала новых года и все это в "одном флаконе", то есть одном временном периоде...
Комментировать:
https://t.me/PhilHistory