Мои грубые прикидки прикидки экономического ущерба от московских пробок. Для простоты рассуждений все цифры округляем в меньшую сторону.
Итак.
В столице, без области,
в 2009-2010 годах насчитывалось 3 000 451 единиц только личного автотранспорта. Прибавим по минимуму, треть от этого на весь остальной транспорт - зарегистрированный на юрлиц, а так же с областными номерами. Четыре миллиона.
Ежедневно, минимум треть из них потеряет лишний час в пробках (примерно по полчаса по дороге на работу и обратно, либо при внутригородских разъездах) - 1 300 000 машино-часов. Возьмем среднюю заполненность 1,5 человека на машину - 1 950 000 человеко-часов потерянного времени в день.
То есть эти часы просто выброшены из жизни: можно было зарабатывать деньги и укреплять экономику страны, пополнять бюджет налогами. В России низкая производительность труда и высокая себестоимость продукции в том числе и потому, что время расходуется так нерационально. А можно посвятить семье, проверить у детей уроки, навестить родителей, заняться здоровьем, посетить фитнес. Демографическая ситуация аховая, продолжительность жизни и рост заболеваемости такие в том числе по причине «некогда этим заниматься». И детей не хотят рожать потому же. Время - бесценно.
Но мы попробуем его оценить просто в рублях.
Согласно прогнозам средняя з/п в Москве в 2011 году составит 43 000 руб. в месяц или 256 руб. в час при 21-ом 8-ми часовом рабочем дне в месяц. Таким образом, работающие граждане теряют 499,2 млн. руб. каждый рабочий день.
Выбрасывают своего времени на полмиллиарда рублей ежедневно. Это ли не удар по экономике страны?
На этом можно было бы остановиться, но… это же белая зарплата, мы платим с неё налоги! Еще 34% ЕСН = 169,7 млн. руб, и на эту сумму 18% НДС = 120,4 млн. руб. Итого 290,1 млн. руб. недополученных бюджетом налогов. Далее, предположим что при нормальной (усредненной, конечно) рентабельности фонд з/п составляет примерно четверть от выручки бизнеса. Из этого следует, что ежедневно экономика лишится всего 499,2 х 4 = 1 996,8 млн. руб. Ну и не забываем про потери бюджета от недополученных налогов на прибыль.
Два миллиарда рублей каждый рабочий день. 500 миллиардов в год! И это без субботних дней, когда пробки тоже бывают. И без сопутствующего ущерба - экологии, мелких "пробочных" ДТП, недоехавшей к умирающему скорой и т.п.
Вывод: при разумном для государства сроке окупаемости 10-15 лет, необходимо потратить на борьбу с пробками никак не меньше 5-7 триллионов рублей только бюджетных денег, без учёта привлечённых средств инвесторов. Только не разворовывать, конечно.