Оригинал взят у
blau_kraehe в
Поговорим об отношенияхПризнаться честно, я уже во всяких "отношениях" ничего не понимаю.
Вот предположим, раньше, в церковно-патриархальные времена, считалось, что брак - это навсегда. Все-все, совсем. Вот как поженились, так и надо жить теперь именно с этим человеком всю жизнь.
Что-то вроде развода было, конечно, всегда, но это было исключение и трагедия.
Мужчины, естественно, имели серьезное преимущество (как всегда) - могли заводить любовниц дополнительно, содержанок. Для жены все это было или крайне затруднено или невозможно - нет собственных денег (разве что жди, когда тебя кто-нибудь заметит и возьмет в любовницы), гораздо более серьезное общественное осуждение, а в низших слоях общество - побои и убийство, наконец, возраст любви у женщин был значительно короче мужского.
Но так или иначе, жена тоже все-таки была для мужа родным человеком. Родным - этим все сказано. Любовницы приходят и уходят, а жена остается.
Потом разводов стало все больше, но тем не менее, они все еще считались некоей трагедией. Все еще муж и жена чувствовали себя родными людьми. Что очень хорошо, например, изображено в рассказе Токаревой "Глубокие родственники".
Теперь уже стало как-то совсем странно.
Теперь считается, что никакого родства между партнерами не возникает. А просто ну вот встретились два человека, вместе им приятно, все устраивает. Через какое-то время надоело, не устраивает - разъехались опять. Нашли других кого-то. Как в русской народной (наверное) песне:
Расцвела сирень в моем садочке,
Ты пришла в сиреневом платочке.
Ты пришла - и я пришел.
И тебе, и мене хорошо...
...Расцвела сирень в садочке снова,
Ты нашла, нашла себе другого.
Ты нашла - и я нашел.
И тебе, и мене хорошо.
И в принципе я, конечно, понимаю, что это лучше. Я же вовсе не идеализирую это несчастное родство, принадлежность друг другу до гроба и прочее чувство собственности. Уж кто-то, а я-то прекрасно понимаю, чем это чревато. И как друг друга вгоняют в гроб с успехом, размазывая по головам всех своих тараканов именно родственнички.
Даже и с родителями-то не всегда стоит поддерживать отношения. А уж что говорить о каком-то постороннем человеке, который пришел и ушел? Ну потрахались, ну даже ребенка завели - так что теперь? Проблемы с детьми сегодня решаются довольно легко.
В общем, все понятно и правильно. Но этому регулярно противоречат картины, которые я постоянно наблюдаю.
Так сложилось, что я наблюдаю не только молодых людей, любящих секс и развлечения, но и людей в очень солидном возрасте и в очень разных состояниях.
И для меня жизнь - это не только "работа, хозяйство, воспитание детей и развлечения". Жизнь процентов на 50 состоит из старости и болезней. Болезни ведь начинаются уже в 40-50... Уже в этом возрасте кому-то приходится ложиться в больницу, у кого-то первый инфаркт, у кого диабет. Дальше - больше. В 60 букет болезней уже разрастается. Причем ЗОЖ спасает далеко не всех и не всегда. И рано или поздно даже самые фанаты ЗОЖ все равно начинают болеть. Одна 90-летняя женщина у нас, которая едва могла ходить, все повторяла: "Я же была спортсменкой! Я же всю жизнь занималась спортом! Почему же теперь все так плохо?"
Ну потому что наше тело, увы, не бессмертно. И умирает оно довольно медленно и постепенно, и с этим надо жить десятилетия.
Уж извините, что я о таких неприятных вещах говорю.
Но вот в этом возрасте я лично не понимаю - как быть с современной позитивной установкой на "встретились - разбежались"?
На то, что партнер нужен в принципе для того, чтобы получать с ним удовольствие, и только для этого?
Ведь возиться с больным - удовольствие маленькое. Даже при том широком охвате профессиональным уходом, который существует в Германии, близкий человек просто необходим! Не обязательно менять памперсы. Но общение, любовь, внимание родных - увы, этого не заменит никакая профессиональная служба.
Сегодняшние старики еще сопровождают друг друга до гроба. Я видела мужа, который ежедневно часами просиживал с женой, уже не узнающей его и не умеющей говорить. Другой заботливо кормил с ложечки жену, объясняя ей, как ребенку, самые простые вещи. Я видела жен, которые хлопочут вокруг мужей-инвалидов, вывозят их на прогулку, успокаивают.
Дементный старик, потерявший жену, "нашел" ее в другой старушке - которую это тоже устраивало, так как она никого не узнавала, они подолгу сидели вместе, держась за руки. Им нужен кто-то родной.
Да, черт возьми, я все понимаю про эксплуатацию женщин. Но я видела, как умерла жена старого фермера, и как он изо дня в день повторял "без мамы уже все не так", и "я бы хотел прожить с ней еще одну жизнь", и через год он умер и сам.
Это тоже правда жизни.
Но эти люди еще жили при самом замшелом патриархате. Куда денемся мы, что будет с нашим поколением? Что будет нас радовать и утешать, когда мы больше не сможем ходить, работать, читать, писать, говорить?
Есть, конечно, еще дети - но и дети есть не у всех, и у детей своя жизнь, и дети еще более настроены на идею "надо жить для себя, я отдельная личность, а не часть единого целого".
Да, кстати, не такой уж и патриархат, потому что я знаю лесбийские и гейские семьи, которые так же поддерживают друг друга в старости и болезнях. Тут вопрос в самой установке.
Нет, не вопрос, в этих отношениях бывало слишком много насилия, слишком много лжи. Иногда их надо было рвать. Кто-то оставался несчастным. Но все знали, что это - несчастье, исключение, что беднягу надо пожалеть.
Сейчас же получается так, что жить как отдельная личность (обязательно "с партнером", ведь нужен же здоровый секс!) - это норма, и вообще только так и надо. Ну наверное.
Но с учетом того, что предстоит нам всем в жизни дальше - как-то уж очень грустно.
Это все не в порядке морали. Я же говорю - сама ничего не понимаю.