А открою-ка я новую рубрику а то в старых идеи скоро закончатся. А народ пускай отпишется в каментах, любо, или не. И начну с английского флота в самом его соку - революционные и наполеоновские войны. Наверное, многие в литературе, наталкиваясь на таинственные слова "мастер", "мастер и коммандер", "пост-капитан" или "адмирал синего флага", долго не могли понять, с чем же их едят. Вот для сего и сегодня
Чины и звания на Королевском флоте (1793-1815)
1. В самом низу, естественно, находились матросы. И что с них взять - рядовой состав. Начальству в рот глядят, тиранить некого, из мыслей и желаний - как бы нажраться рому, чтобы никто не заметил. Унылая лямка, в общем.
2. СтаршИны (Petty Officers). Вот тут уже начинается интересное. Это - любой специалист на корабле, не являющийся офицером, как то: помощник хирурга, оружейник, кок, парусный мастер, капеллан, каптенармус (вопреки дословному переводу "мастер над оружием", к данному периоду это судовой полицейский, поддерживающий дисциплину, ведающий "арестантской" и исполнитель наказаний), учитель (на больших кораблях всегда была прорва всякого детья - мальчишки-мичманы, которых полагалось выучить азам наук).
3. Уоррент-офицеры. Специалисты рангом повыше, от которых, образно выражаясь, зависит жизнь и смерть на море: хирург, плотник, пушкарь, баталер (ведавший съестными припасами, водой и спиртным) и боцман. Они уже подчинялись не кому попало, а лично капитану или его помощнику, 1-му лейтенанту. Необычным для нас, неангличан, было звание мастера - уоррент-офицера, ведавшего навигацией судна и всеми маневрами, кроме боевых. Несмотря на то, что на кораблях были отдельные штурманы, в неизвестные или опасные воды часто брали лоцмана, да и вахтенные офицеры следили за курсом, ветром и пр., мастер оставался правой рукой капитана во всех этих вопросах. И мастер имел небольшую теоретическую возможность стать офицером (см. ниже).
4. К уоррент-офицерам относились и мичманы, и их единственное отличие состояло в том, что они могли со временем стать офицерами. Обычно либо дети морских офицеров, либо просто дети (неофициально моряки их звали "юные джентльмены"), которых "сдавали" на корабль, как в училище, чтобы они приобретали знания и могли сделать карьеру. Формально считались "первым офицерским чином" в смысле власти над матросами, но подлежали телесным наказаниям (в отличие от офицеров). По службе обычно прикреплялись к офицерам или уоррентам, называясь "помощниками". Самые умные и сообразительные были "помощниками мастера" (Master’s Mate). В боевых действиях могли возглавлять расчет шлюпки, команду сигнальщиков или секцию артиллерийской батареи.
5. Лейтенант. Вот тут мы подбираемся к "парадоксу Ройял Нэви". Формально офицерская система была проста до ужаса - лейтенант, капитан, адмирал "и усё". Но у каждого из этих чинов существовала куча неофициальных должностей, ранжировавшихся между собой. Например, мичман или уоррент-офицер могли занимать лейтенантскую должность в случае смерти, ранения или ухода с корабля ее носителя - тогда они становились исполняющими обязанности лейтенанта. Для многих это вообще был потолок, ибо далеко не каждый мичман (иногда - мастер) в итоге мог стать лейтенантом - для этого требовалось выдержать экзамен у трех капитанов, которые вовсе не стремились наполнить флот новыми офицерами, ибо конкуренция (см. ниже). Чтобы получить право на сдачу экзамена, надо было: числиться в списках на активной службе не менее 8 лет подряд; иметь опыт командования подразделением и несения самостоятельной вахты; совершить не менее одного дальнего похода; иметь рекомендацию капитана. И только после сдачи экзамена моряк становился лейтенантом и офицером. А когда лейтенант попадал на большой корабль, где было людей его чина "больше одного", он "становился в очередь" - по старшинству производства лейтенанты обозначались цифрами от самого старшего, 1-го лейтенанта, который автоматически становился первым помощником капитана.
6. Коммандер. Да, именно так - как раз в 1794 году неофициальное звание "мастер и коммандер" сократили до второго слова. Так что щеголять "двойным" в разговорах именно о "флоте Нельсона" не рекомендуется. Коммандерами звали лейтенантов, которые получали временное (обычно) командование над "мелкими" судами "вне рангов" (шлюпы, шхуны, тендеры и пр.), а также последнего 6-го ранга (28 и менее пушек). Слишком много их (кораблей) развелось в РН, чтобы на каждый ставить "полноценного" капитана. По форме ничем от лейтенанта не отличался - тот же офицерский мундир без эполет.
7. Возможности у лейтенанта стать капитаном было только две - постройка нового корабля, на который "не хватило" капитана (капитанов всегда было много, но "мохнатые лапы" никто не отменял), либо захват крупного судна (корвета или фрегата), на который лейтенант переводился с повышением, которое могло утвердить потом Адмиралтейство. И до этого утверждения лейтенант оставался исполняющим обязанности капитана. Но и после утверждения года три (ЕМНИП) капитан считался "не совсем еще капитаном", носил только один эполет и ждал, когда истечет срок, после которого он становился "полным", или пост-капитаном. Вот тогда его судьба была почти решена: он вставал в список старшинства производства и, когда всех перед ним в этом списке поубивает, покалечит, или они еще как-то покинут службу - он станет адмиралом, даже если небо упадет на землю. Это был один из самых жестких неписанных законов РН.
8. Коммодор. Не путать с коммандером (как часто делают наши особенно кино-горе-кретино-бамбино-переводчики). Для выполнения какой-либо отдельной задачи капитан из наиболее отличившихся мог получать под команду небольшую (несколько судов) эскадру. Тогда он получал и звание коммодора, и право поднять на флагманском корабле (его он тоже мог выбрать, но обычно оставался на своем собственном) брейд-вымпел. И да, да, всем известный и широкоименитый Перри хоть и был американцем, но являлся именно в этом смысле коммодором. Никаких внешних отличий от капитана, кроме брейд-вымпела, коммодор не имел (ибо чином не являлся).
9. Адмирал. Ну вот, подошла его очередь (и никак не раньше - в редчайших случаях, когда хотели повысить отличившегося капитана "не по списку", приходилось "адмиралить" всех, кто стоял там перед ним) - и капитан становится контр-адмиралом... Вот только "развелось вас, как собак нерезанных, да еще все друг другу не подчиняются, ибо каждый адмирал". И потому для английских адмиралов ввели "разветвистую" систему "цветных флагов". Самый младший - контр-адмирал Синей эскадры (и поднимавший на флагманском судне флаг соответствующего цвета), за ним следовали "синие" же вице-адмирал и адмирал. А затем - контр-адмирал (и далее) Белой эскадры, далее - Красной. Адмирал Красной эскадры был "самым крутым" и имел чин адмирала флота. Но, во-первых, даже по такой системе на флоте могло одновременно служить всего лишь 9 адмиралов, а во-вторых, они опять же двигались по лестнице по старшинству производства. Так появилась необходимость назначать адмиралов без флага или без отличия эскадры. На флотском жаргоне таких называли "желтые адмиралы". Формально это звание было ниже "цветных", но фактически являлось знаком для наиболее отличившихся капитанов.