10 людей, каковые (Österreichischer Erbfolgekrieg)

Oct 31, 2014 04:54

Война за австрийское наследство - она такая стрёмная. С одной стороны её - Война за испанское наследство, где титанствуют Мальбру, Ойген, Виллар. С другого бока - Семилетка, где Фриц дер Гроссе всех колоттирен по носу, пока его за зад не поймайт, и тогда он сам получайт... Так и остается ВзАН "сиротой австрийской" - что-то про нее все слышали, но с чего она началась, и кто там с кем сражался (и с каким успехом) - вопросы, многих ставящие в тупик

Топ-10 генералов Войны за австрийское наследство

1. Людвиг Андреас фон Кевенхюллер, граф Айхенберг-Франкенбург (1683-1744). Насмерть забытый даже историками войн XVIII века "сумрачный тевтонский гений" из Каринтии, возглавивший австрийскую армию на первом этапе войны. Внук самого Монтекукколи по маме. Служил у Ойгена во время ВзИН, побивал турков, затем участвовал во ВзПН, потом снова побивал турков. В итоге Ойген в 1734 году заявил, что это лучший известный ему генерал - и Кевенхюллеру дали фельдмаршала. Развернулся он как раз во время ВзАН - отбил наступление французов и баварцев на Австрию, похватил у них Баварию и заставил французов капитулировать в Линце, отступил из-за неравенства сил, но вернулся и снова похватил Баварию (уже как "дядька" при принце Лотарингском). Был против наступления на Рейн, но когда его не послушали и разбили там фейс - именно Кевенхюллер вытащил армию через Франконию и Швабию назад. За всё это Мария-Тереза повесила на него орден Золотого Руна. Но тут-то "надежда Австрии" и скоропостижно скончался.


2. Герман Мориц, граф Саксонский, ака Морис де Сакс (1696-1750). Один из стопятьсот бастардов Августа Саксонского. Воевал у Ойгена во время ВзИН, потом перешел во французскую службу, пытался сделаться герцогом Курляндским, но русские войска его оттуда выперли. Пил-гулял и блудил, правда, женщину всей его жизни, актрису Адриенну Лекуврёр, отравила из ревности соперница, и "граф был нещасен". Талант его развернулся в полную силу уже во время ВзАН, когда Мориц заболел водянкой (необратимые мозговые процессы что-то, видать, шевельнули). За героические действия на юго-западе Германии король Луи XV лично даровал Морицу жезлу маршала Франции и поручил самое дорогое - защищать Париж от скопившихся во Фландрии англо-голландо-австрияков. Тут де Сакс побивал оных при Фонтнуа, Року(ре) и Лауфельде, а также взял стопицот крепостей. Пришлось королю сделать его главным маршалом Франции - их в истории было вообще всего 6 штук, и де Сакс оказался в кампании Тюренна, Виллара и Сульта.


3. Отто Фердинанд фон Абенсберг унд Траун (1677-1748). Родился в жопе немецкого мира, Ольденбурге, и был послан учиться в университет Галле, однако оттуда сбег в прусскую армию, пошедшую биться с полчищами лягушатнегов в Нидерланды. После Войны Аугсбургской лиги перешел на службу в армию империи и участвовал во всех войнах, отличаясь преимущественно в Италии и даже став наместником в Миланском герцогстве. За всякоразные геройства его в 1740 году произвели в фельдмаршалы. А когда в 1744 году помер Кевенхюллер, Траун стал новым "дядькой" при принце Лотарингском, успешно форсировал с ним Рейн,  а потом одними маневрами выставил из Богемии вторгшегося туда юнца-наглеца Фридриха II Прусского, которому до конца жизни за сие было стыдно, и который называл Трауна "учителем". В итоге в 1745 году Траун добился избрания мужа Марии-Терезы, Франца Лотарингского, императором.


4. Шарль Луи Огюст Фуке, герцог де Бель-Иль (1684-1761). Внук того самого Николя Фуке, "который Дюма-отец". Пепел "несправедливого обвинения" стучал в его сердце, и он мальцом "ушол на войны". Участвовал во всех, которые у лягушатнегов были, всякорос и многоотличался, за что король (всё тот же Луи XV) дал ему в 1741 году жезлу маршала Франции и армию, которую Бель-Иль "мамойклялся" за три месяца привести под Вену. Дойти удалось лишь до Праги, где "францозише хеер" оказалось в попном положении. Сам сготовил - сам схлебал, Бель-Иль смог вывести большую часть армии в Венгрию, откуда она успешно воротилась домой. Правда, маршала в Париже обсмеяли, да он еще и попал в плен к англичанцам, когда попытался прокрасться через Ганновер, и сидел "в узилищах" целый год. По возвращении его послали в Альпы - защищаться от толпищ австрийцев и савойцев. Те его смогли один раз побить у Асиетты (в битве погиб младший брат Фуке), но в целом он и границу уберег, и вытолкал в итоге врагов в Ломбардию. За это благодарное отечество забыло его позоры и сделало герцогом.


5. Максимилиан Улисс, граф фон Броун, барон де Камю и Монтани (1705-1757). Он не немец - он ирландец, сын католика-эмигранта и племянник русского фельдмаршала фон Броуна. Вступил в австрийскую службу, участвовал во ВзПН и с туркой, дослужился до члена гофкригсрата. В 1741 году командовал войсками в Силезии, куда вторглись полчища пруссаков юнца-наглеца Фрица, и Броуну пришлось отойтить в Моравию на соединение с фельдмаршалом Нейпергом. Под его командою они дружно побиваются пруссами при Мольвице, потом, уже под командой принца Лотарингского - при Хотузице. Тогда Броуну решили "сломать карму" и направили в Италию. И там ирландец накинулся на лягушатнегов, похватал у них стопицот крепостей, в том числе Гуасталу, Парму и Геную, поколотил их у Пьяченцы и даже попробовал захватить Тулон, что, впрочем, не срослось. За все эти многоподвигов Броуна сделали в 1749 году фельдмаршалом.  А погиб он уже на другой войне, Семилетней.


6. Жан Луи, ака Джон, 1-й граф Лигонье (1680-1770). Луи XIV своим антигугенотством подложил Франции не одну свинью. Семья Лигонье уехала в Англию, где юный Жан стал Джоном и завербовался в войска Мальбру. Скакал на коняжках по кавалерии, ему бессовестно везло - в битве при Ауденарде его камзол прошили 23 пули, так ничего и не задев. Отличался и далее по своей кавалерийской линии, с началом ВзАН попал в Прагматическую армию, набранную из англичан и их немецких союзников, которая у Деттингена под личным руководством Георга II (он был так раздут от сего факта, и даже не заметил, что это было последнее участие английского монарха в сражениях) побила лягушатнегов. За всякоподвиги в этом бою сам король произвел Лигонье в рыцари ордена Бани. Так что в битве у Фонтенуа Лигонье уже работал "дядькой" при герцоге Камберлендском и одновременно командовал всей английской пехотой - но не помогло. Не помогло и у Року, и у Лауфельда. Но всяко не англичане там были с решающими голосами по команде, а лично Джон-Жан демонстрировал всякие чудеса кавалеризма. При Лауфельде за что и поплатился - был взят в плен с убитой лошади, но освобожден через несколько дней. Ну а затем еще больше 30 лет был "дедушкой английской армии", всё время назначаясь на должность "командующего, если они таки высадятся в Англии!".


7. Карл Александр де Водемон, герцог Лотарингский и Барский (1712-1780). Если ты брат мужа королевы, то тебе по жизни обычно прет. Особенно ежели ты не совсем шкап, а в голове что-то есть. Что-то у принца Карла было, когда он в 27 лет отличился в сражении с туркой у Кротска тактическим глазомером. Но когда жена брата Мария-Тереза стала править Австрией и Венгрией, пришлось срочно в 28 лет стать фельдмаршалом - кысмет. Так что когда началась война, принца выставили супротив полчищ пруссов с их наглым королем. Сперва оне с Броуном маневрировали-маневрировали, даже что-то выманеврировали, но потом бац - Хотузиц. Пришлось с пруссами быстро мириться, а Карла сделали верховным командующим армии на Дунае, дав ему в "дядьки" сперва Кевенхюллера, потом Трауна. С ними-то он развернулся, заколотил всяких баварцев и лягушатнегов, расхрабрился и пошел в итоге снова на Фрица - дескать, уже плавали, знаем. И тут бац - Хохенфридберг и Соор. Пришлось с пруссами снова мириться, а принца Карла посылать во Фландрию, для солидности сделав перед тем генералиссимусом в 34 года (рыдай, Суворов). Правда, война вскоре закончилась со всеми подвигами. Но с Фрицем герцогу Лотарингскому и потом тоже не везло - пришлось в разгар Семилетки бросать военное дело и уходить на административную работу.


8. Карл III Эммануил, герцог Савойский, король Сардинии (1701-1773). Так уж оно завелось, что с французами герцоги Савойские дружить перестали еще при папе Карла III, а поскольку геополитика никак не давала хозяину альпийских проходов в Италию отсидеться в стороне, пришлось воевать с лягушатнегами. Особо король не геройствовал, но упертостью прославился - защищал до последнего Кунео, потом Асти и Алессандрию, потом, получив австрийскую подмогу, вернул их взад. Наивысшее достижение лагушатно-итальянца - победа над Бель-Илем у Асиетты, которая наконец-то "закрыла" вопрос независимости герцогства. Правда, проникнуть далее в Прованс тоже не удалось.


9. Фридрих Август, граф Рутовски (1702-1764). Еще один побочный отпрыск Августа Сильного, сын пленной крещеной турчанки. В молодости хотел перейти на французскую службу, но папо запретил и велел "служить родине". Участвовал в ВзПН и всякоотличился в боях и выловлях французских партизан. Потом с саксонским контингентом бился с австрийцами супротив турок, и даже командовал арьергардом армии. В общем, для королевского сына всё было не так уж и плохо, его назначили генералом от кавалерии. Начала ВзАН Саксония против Австрии в союзе с Пруссией, и командовать корпусом в объединенной армии был назначен Рутовски. Бился супротив австров "грудь о грудь", участвовал в штурме Праги. Но с юным наглым пресским королем они в итоге жутко поспорили насчет одного места из блаженного Августина, и саксонец послал всех в тундру, к песцам, и уехал из армии. А когда, после небольшого перерыва, Пруссия снова вошла в войну, Саксония уже была с австрийцами против нее, и Рутовски встретился у Кессельдорфа со Старым Дессау, который его и переехал, как паровой каток. Пришлось Саксонии из войны выходить. Но таки фельдмаршалом в 1746 году его королевский братец сделал.


10. Карл Август Фридрих, фюрст цу Вальдек-Пирмонт (1704-1763). У фюрстов Вальдека была в роду такая традиция - служить в голландской армии, и даже иногда ее возглавлять, как Георг Фридрих, руливший ею во время войны Аугсбургской лиги. Посему когда нежданно-негаданно умерли отец и старший брат Карла, то судьба его уже была предначертана - ему пришлось возглавить голландскую армию в ВзАН. Тем более, что он повоевал у Ойгена во время ВзПН, а потом против турка. Но вскрытие показало, что помимо фамильных черт, фюрсту принадлежала и индивидуальную особенность - "он имел редкостный талант драться неудачно". После того, как сыроедов поколотили под его командой у Фонтенуа, Року и Лауфельда, общественность Нидерландов стала "сильно чтой-то подозревать", и пришлось статхаудеру Вальдека уволить. Ну да добро не лежит на дороге - его тут же, в 1746 году, произвели в имперские фельдмаршалы.

топ-10

Previous post Next post
Up