Цветочки и колючки несвятого Франциска (продолжение)
В 1613 году, "в самом расцвете сил", Франсиско де Кеведо меняет свою тунеядскую жизнь, отправляясь "на службу отчизне"... На самом деле он принимает предложение знатного друга Педро Тельеса-Хирона и Веласко ГусмАна де Товара, герцога Осуны, стать его секретарем. Герцог - один из помощников всесильного фаворита Лермы, с 1610 года бывший вице-королем Сицилии, а с 1616 - Неаполя. В руках Осуны была вся испанская политика в Италии, внутренняя и внешняя, и ему требовался толковый и надежный помощник, которого он нашел в Кеведо. Шесть лет, с 1613 по 1619, Кеведо ныряет в мутные воды "государственного интереса", выполняя миссии, подробности которых нынче вообще скрыты мраком неизвестности - например, его роль в "
заговоре Бедамара" до сих пор дискутируется историками.
Герцог де Осуна
Служба у герцога сделала дона Франсиско человеком осведомленным в "тайнах мира сего" - военном деле, дипломатии, управлении и финансах, секретных операциях. Но увы, Кеведо оказался слишком хорошим другом - он не оставлял Осуну вплоть до его падения в 1619 году, когда обвиненного в злоупотреблениях Педро Тельеса-Хирона кинут в узилище (где он умрет в 1624 году). Герцог пострадал от падения своего покровителя Лермы, а Кеведо не успел "мудро вовремя" соскочить с развалившейся колесницы, и остаток правления короля Филиппа III провел в сельском имении Торре де Хуан Абад. Правда, кое-что из времен "процветания" ему удалось сохранить - в 1618 году дон Франсиско был пожалован в кавалеры ордена Сантъяго, одной из высших государственных наград Испании. А Филиппа III и его политику поэт заклеймил в беспощадных стихотворениях, некоторые из которых даже попали в рукописном виде в свет.
Кеведо в кавалерственном одеянии ордена Сантъяго
Воцарение Филиппа IV возвращает Кеведо ко двору, и он даже входит в свиту короля во время поездок по стране. В целом же поэт вернулся к своей "прохладной жизни" закоренелого холостяка - пьет (Гонгора в насмешку пишет стихотворение "дон Франсиско де КебеБо", обыгрывая созвучие фамилии соперника со словом "пить"), курит табак (по тем временам - почти как наркомания сегодня), шляется по трактирам и борделям. А также науськивает святую инквизицию на издателей своих опусов... дабы напугать этих "пиратов слова" перед тем, как выйдет его официальное собрание сочинений (которое, впрочем, так и не вышло). Однако в 1626 году выходит в свет его шедевр - плутовской роман "История жизни пройдохи по имени дон Паблос", который многими литератОрАведами признается одним из лучших образцов жанра, в одном ряду с "Жизнью Ласарильо с Тормеса", "Хромым бесом" или "Доном ГусмАном де Альфараче".
Тем не менее хорошо иметь при дворе влиятельных друзей - таких, как герцог Мединасели, или аристократ, политик, военный, меценат и писатель Франсишку Мануэл де Мелью (оборотившийся в Испании во Франсиско Мануэля де Мельо), - которые могут в 1632 году исхлопотать для Кеведо должность королевского секретаря. 1632-1639 годы стали вершиной карьеры дона Франсиско, превратив его в фигуру государственного масштаба. Кеведо активно участвует в придворных интригах и политической борьбе, постепенно дрейфуя из рядов сторонников королевского фаворита, дона Гаспара де ГусмАна и Пиментеля Рибейра и Веласко де Товар, графа-герцога де Оливареса, в стан его противников...
Граф-герцог де Оливарес