Цветочки и колючки несвятого Франциска (начало)
Для испанцев Кеведо - это монстр, глыбище, один из слонов, на которых стоит их "Золотой век" (а на нем - вся испанская литература, театр, музыка и прочая культура), он в одном ряду с Сервантесом, де Вегой и Кальдероном, причем одного с ними размера. Особый разговор - популярность Кеведо в Латинской Америке, где кубинец Лесама Лима или аргентинец Хорхе Луис Борхес посвящали ему многие страницы своих сочинений. Но что знают о нем россияне? Какой-то латинос, писал стишки и чего-то там роман...
Дон Франсиско Гомес де Кеведо и Вильегас и Сантибаньес Кевальос родился 14 сентября 1580 года в селе Вехорис, что в Кантабрии. Фамилия его по "плавающим" правилам тогдашней грамматики могла быть из-за "мультизвука б-в-у" записана как Кеведо, Кебедо или даже как Кеуедо, и только последующие реформы языка закрепили нынешнее произношение. Семья его была не вот вам прямо аристократической, но занимала хорошее положение при дворе - отец Педро Гомес де Кеведо служил секретарем у сестры короля Филиппа II, Марии Австрийской, вдовы императора Максимилиана II, вернувшейся после смерти мужа в Испанию ("хочу дожить свой век в стране без еретиков!"). а мать Мария Сантибаньес была фрейлиной королевы Анны Австрийской (дочери Марии).
Так что мальчику Панчо была уготована прекрасная карьера, но... он родился хромым и сильно близоруким, что, понятное дело, не делало его кумиром сверстников и воспитало в характере желчь, агрессию и пессимизм. Однако природа компенсировала физические недостатки развитым (не в меру) интеллектом, и отрок был отдан для получения образования... естественно, к иезуитам, в мадридский придворный "Коллехио де Сан-Педро и Сан-Пабло де ла Компанья де Хесус" (Коллегия св. Петра и Павла Общества Иисуса). А с 1596 года Кеведо обучался в мадридском же университете Алькала. Так что греческий, латынь и античных авторов он изучил в совершенстве.
Студентом Франсиско и начал пописывать стишки и прозу, причем сразу же выявился его остро-сатирический талант - это были пародии на популярные о те времена стихи дона Луиса де Арготе и Гонгоры, а также прозаические памфлеты и бурлески - "Генеалогия оболдуев" (1597), "Происхождение и определения дури" (1598), "Жизнь в столице и забавные занятия некоторых ее жителей", "Брачные договоры" (оба в 1599) и др. Это были пока "забавные сатиры юмора", в которых, впрочем, уже был заметен искрометный стиль и безжалостная острота взгляда автора.
Луис де Гонгора, "любимая" критическая мишень Кеведо
Что касаемо нападок на Гонгору, которые перерастут в литературную вражду (взаимную) "насмерть" (до смерти дона Луиса), то есть две теории того, откуда она взялась. Некоторые "кебедологи" считают, что имели место концептуально-основополагающие расхождения во взглядах на литературу и поэзию - у Гонгоры был свой стиль, названный им "культеранисм[о]" (ака "культисм[о]", а с годами и даже веками проще - "гонгорисм[о]"), а у Кеведо свой, "консептисм[о]". Другие "кеведоведы" считают, что никакого особого стиля у Кеведо не было (ибо, в отличие от Гонгоры, у него не было учеников и подражателей), а была просто банальная зависть и желание самоутвердиться за счет именитого соперника - ибо большинство произведений студента Франсиско были "непечатаемы" в принципе и ходили в лучшем случае по рукам, а Гонгора, прозванный "Андалусским Лебедем" (по аналогии с Вергилием, которого называли "Мантуанским Лебедем"), был самым популярным в то время поэтом Испании.
До 1611 года Кеведо обретается в Мадриде, в статусе сперва студента, а затем "студента прохладной жизни" (напиться, поесть и подраться - с альгвасилами, либо на дуэли), продолжая писать стихи, прозу и даже научные сочинения (политология, теология, литературоведение и философия) и постепенно завоевывая известность, пусть и иногда скандальную. Наиболее значительное его произведение этого периода - прозаические "Сновидения", цикл сатир, где он, живописуя видения Страшного суда, преисподней или кошмары альгвасила, "бичует глаголом пороки" современного ему общества, удостаиваясь от возмущенных читателей званий "бакалавра гнусностей, лисенсиата шутовства, доктора бесстыдства, профессора пороков и протодьявола среди человеков". От внимания со стороны инквизиции, а также из-за убийства на дуэли одного дворянина дону Франсиско даже пришлось дописывать последнюю сатиру, "Мир наизнанку", в селе, где он пережидал, пока длинные руки правосудия перестанут шарить в поисках его шеи.
Заводил Кеведо и знакомства в литературных кругах - его кумирами и старшими товарищами стали Лопе де Вега Карпьо и Мигель де Сервантес Сааведра, а врагами и объектами критики - драматурги Хуан Руис де Аларкон и Мендоса и Хуан Перес де Монтальбан.
"Друзья во Парнасе": Лопе де Вега и Мигель де Сервантес
"Враги во Парнасе": Хуан де Аларкон и Хуан де Монтальбан