Dell'arte в масках - 8

Oct 17, 2016 16:57

Дамский вариант

Средневековые театры были местами грубыми и суровыми - прекрасный пол туда не пускали, превращая в рассадник трансвестизма. Но с XV столетия на подмостках появляются актрисы, привнося с собою, естественно, чисто женский шарм и всё такое прочее. А потому такое дело, как комедия дель арте, никак не могло обойтись без женских персонажей. Хотя особого разнообразия, как у мужчин, не наблюдалось - актрисам доставались амплуа либо героинь-любовниц, либо служанок. Из последнего и родилась маска Коломбины.



Что лучше всего в уличном народном театре может делать женщина? Естественно, петь, танцевать и трещать без умолку, а также водить мужиков за нос. Именно этим и занималась Коломбина. Точнее, если с самого начала, то Францешина (потому что в Венеции), либо Франческина, подруга (вариант - супруга) Арлекино (вариант - Педролино), которая была типичной деревенской бабищей - дурехой из деревни, неуверенно себя чувствующая в большом городе и постоянно попадающая в комические ситуации. От друга-супруга унаследовала костюм со множеством цветных вставок.
Постепенно характер служанки на сцене менялся - она, по мере увеличения количества номеров с танцами, песнями и вождением мужиков за нос, становилась ловкой, хитрой, уверенной в себе дамочкой, помогающей влюбленным (естественно, госпоже), частенько отшивающей всяких комических стариков (Панталоне, Доктора, Капитана), волочащихся за ней, а также заставляющая Арлекина ревновать (она же женщина, в конце концов!). Это отразилось в новых именах маски - Фантеска, Серветта, Каролина. Особой "подмаской" стала Смеральдина - этим именем часто называли служанок африканского или ближневосточного происхождения (например, в сказках Гоцци), почему и носила черную маску. Ну и, наконец, почти в конце XVII века появилась Коломбина (Голубка).



Особую известность Коломбина получила во Франции, с подачи жены знаменитого Арлекина, актера Доминико Бьянколелли - Марии Катарины Бьянколелли, игравшей в Комеди Итальен. Во французском (а потом и в мировом) комическом театре под влиянием этой маски даже появилось устойчивое амплуа - субретка, бойкая энергичная служанка, двигающая интригу (например, Сюзанна в пьесе Пьера Бомарше про безумный день Фигаро). А в XVIII веке венецианский драматург Карло Гольдони обессмертил ловкую простолюдинку в образе Мирандолины - трактирщицы, которая всех этих ваших мужиков (три штуки) на пальце вертит, потому что она вот такая вот вся из себя внезапная, но честная девушка!



Рытературное, Масочная комедия

Previous post Next post
Up