Дамский вариант
Средневековые театры были местами грубыми и суровыми - прекрасный пол туда не пускали, превращая в рассадник трансвестизма. Но с XV столетия на подмостках появляются актрисы, привнося с собою, естественно, чисто женский шарм и всё такое прочее. А потому такое дело, как комедия дель арте, никак не могло обойтись без женских персонажей. Хотя особого разнообразия, как у мужчин, не наблюдалось - актрисам доставались амплуа либо героинь-любовниц, либо служанок. Из последнего и родилась маска Коломбины.
Что лучше всего в уличном народном театре может делать женщина? Естественно, петь, танцевать и трещать без умолку, а также водить мужиков за нос. Именно этим и занималась Коломбина. Точнее, если с самого начала, то Францешина (потому что в Венеции), либо Франческина, подруга (вариант - супруга) Арлекино (вариант - Педролино), которая была типичной деревенской бабищей - дурехой из деревни, неуверенно себя чувствующая в большом городе и постоянно попадающая в комические ситуации. От друга-супруга унаследовала костюм со множеством цветных вставок.
Постепенно характер служанки на сцене менялся - она, по мере увеличения количества номеров с танцами, песнями и вождением мужиков за нос, становилась ловкой, хитрой, уверенной в себе дамочкой, помогающей влюбленным (естественно, госпоже), частенько отшивающей всяких комических стариков (Панталоне, Доктора, Капитана), волочащихся за ней, а также заставляющая Арлекина ревновать (она же женщина, в конце концов!). Это отразилось в новых именах маски - Фантеска, Серветта, Каролина. Особой "подмаской" стала Смеральдина - этим именем часто называли служанок африканского или ближневосточного происхождения (например, в сказках Гоцци), почему и носила черную маску. Ну и, наконец, почти в конце XVII века появилась Коломбина (Голубка).
Особую известность Коломбина получила во Франции, с подачи жены знаменитого Арлекина, актера Доминико Бьянколелли - Марии Катарины Бьянколелли, игравшей в Комеди Итальен. Во французском (а потом и в мировом) комическом театре под влиянием этой маски даже появилось устойчивое амплуа - субретка, бойкая энергичная служанка, двигающая интригу (например, Сюзанна в пьесе Пьера Бомарше про безумный день Фигаро). А в XVIII веке венецианский драматург Карло Гольдони обессмертил ловкую простолюдинку в образе Мирандолины - трактирщицы, которая всех этих ваших мужиков (три штуки) на пальце вертит, потому что она вот такая вот вся из себя внезапная, но честная девушка!