Богато одетый человек с густой окладистой бородой, увенчанный странной шапочкой с перьями экзотических птиц, свисавших долу, внимательно смотрел на своего собеседника, сохранявшего молчание - то ли почтительное, то ли слегка насмешливое, разобрать было нельзя из-за полумрака, царившего в келье. Из-за этого байло цареградских венетиан Марко Поло слегка нервничал, но виду не подавал, сохраняя бесстрастное лицо - годы, проведенные при дворе Великого Каана стерли печать любого чувства с его непроницаемого лица.
"В Катае у Кубла-хана был один местный мастер, показывавший мне разные диковинные штуки - механисмос, постоянно указующий стрелкой на север, порошок, разрывающий камни на куски, тончайший пергамен, который делают из растений. Но даже там я не видел ничего похожего на то, о чем ты рассказываешь. Боюсь, в Венетии никто не сможет грамотно пользоваться таким механисмосом. Может, в Болонье кто разберется? Там у них есть университас... Но в любом случае, такая небольшая страна, как наша, лучше себя будет чувствовать в союзе с великой державой, чем оставшись с великой тайной посреди иных держав, кто жадет тайну сию заполучить. Посему, пусть владеет всем, что вы найдете, автократор. Моя же забота - чтобы это не попало в руки безбожных сараценов, еретических вульгар, чертовых еновейцев. Да вообще всех, кто не автократор ромейский! Про то вот тебе цехин с особою насечкой - покажи его любому венетианскому воину, торговому человеку, моряку, и они тебе будут служить, как мне служили бы, да тайну сохранят под страхом смерти и изгнания всей своей семьи".
Поло помолчал, дав его собеседнику время сказать что-нибудь, буде у того желание. Однако тот продолжал хранить тень на своем лице. Байло, вздохнув в ответ каким-то своим потаенным мыслям, продолжал:
"По всему судя, еновейцы и подеста их цареградский, Джустиниан с Хиоса, с ипотесами Иоанновыми в сговоре, да не одни, а с патриархом. Так что я бы вам советовал перебраться сперва в Афинонский дукат, коим нынче распоряжаются каталани и их вождь Тирант Бланко. Они кефалики, потому патриарху там вас не достать, но с ипотесами не ладят, как и с еновейцами. А парочку порядочных венетиан вы там как раз найдете. Особливо же стерегись архонта Роктислева из Галикии - думаю, метит он не для своей дочери порфиру царскую заполучить, а для себя, да не в Тарнове, а в Цареграде..."
"Архонта оставь на мои старания и попечения - я знаю, как его укоротить в тех местах, где он слишком велик".
Собеседник Поло подался вперед, и мерцающее пламя свечи наконец-то высветило кривую ухмылку на устах Феодора Продромоса...