Вторая часть Марлезонского балета.
Епическое тврение грузинско-советского синематографа "Багратион" (СССР, 1985). Как уверают авторы отвратнейшего качества копии на торрентах, "фильм чудом сохранился", прибавляя "великий". Увы, но великим событием (для меня так бесспорно) было бы, если б он всё же пропал...
1. Странные скачки сценария. Сперва - Багратион умирает и диктует завещание. Щелк-кадр - он в снегах с Суворовым (самая плохая роль хорошего (же!) актера Катина-Ярцева, которую я видел - теперь) бьется с... гренадерами императорской гвардии в шапках. Но чо тут удивляться, если русские солдаты (напоминаю, Суворов, 1799 год) в киверах. Впрочем, в итоге Суворов-Катин толкает небольшую пафосную речугу про "австрийцы-предатели, князь, я тя полюбил!", и мы переносимся в Питембурх, где интеллигентный, тихий и вежливо-улыбающийся Павел I (Арнис Лицитис) после небольшого бала женит Багратиона на княжне Скавронской (Ирина Алферова) в манере (приходите завтра на сеновал в церковь, там всё узнаете). Естественно, княгиня Алферова вне себя, и после сцены венчания исчезает навсегда. Щелк-кадр - и уже 1809 год, Багратион уговаривает царя Александра напасть на Бонапарта (пока он не напал первый), а царь ему - ты чо, князь, за моей сестрой Катей волочишься? Грузинец пылко всё отрицает, потом разговор с Катериной, в котором только слепой не видит, как она физически себя сдерживает, чтобы не сорвать платье и не накинуться на обезьянистого и мелкого Багратиона, и... "Прощай, моя любовь, я покидаю тебя навсегда" (с) Войска Наполеона идут через Неман. Это я пересказал первые 15 минут двухчасовой "биографической" ленты.
2. Ну, думаю, щас хоть войну 1812 года покажуть подетально - времени-то куча! Ан нет, следующий щелк - Багратион уже в Смоленске, руагется с Барклаем, потом ругается вне Смоленска, потом сразу приезжает Кутузов. До конца фильмы еще 1,5 часа. Еще минут 15 - гуляние с Кутузовым вдвоем по Бородинскому полю (грибы! ягоды! пейзанки! Расея!). А потом...
Потом началось то, что я могу назвать только сленго-лурковским словом "пообище". "Война в Крыму, всё в дыму", толпы людей носятся по экрану по законам Броуна, униформа ужасна, строя нет, логики нет, Наполеон похож на Луи дю Финеса, точнее на человека, который бездарно пытается копировать его манеру, три маршала - Даву, Мюрат и Жюно (!) - похожи на Труса, Балбеса и Бывалого, одетых в то, что нашлось в театральной костюмерке (причем не МХАТа, а какого-то областного драмтеатра)... В общем, граждане, даже в образцово-показательном дерьме "Уланская баллада" Бородинкий бой снят НЕМНОГО профессиональнее!!!
3. Но даже ранение Багратиона не ставит точку в этом унылом убожестве. Он еще с полчаса лежит в имении, помирая, и вспоминает снова Катю, жену (зачем-то), грузинские пейзажи с конями и песнями (ну грузинец же!)... Не, я всего этого уже не выдержал и смотрел "на перемотке"
Итого - даже под дулом пистолета, даже если это будет последний фильм в мире - НЕ СМОТРИТЕ ЭТО!