Дела при Петерсвальде и Браунсберге: Не спи - замочат!
[Spoiler (click to open)]• единоборство - столкновение военнослужащих; • дело или стычка - столкновение бригад, полков, батальонов, рот; • бой - столкновение корпусов, дивизий; • сражение - столкновение двух армий, приведшее к более или менее существенной перемене обстановки на театре военных действий; • генеральное сражение или битва - столкновение двух армий, решившее участь войны или отдельной операции.
«Отпихав пузом» французов от поля бывшего пообища при Прёйсиш-Эйлау, союзники потеряли бЗдительность. Нэ приказал БГ Луи Лиже-Белэру взять 6-й легкий и 39-й линейный полки плюс «колико кавалерии» и атаковать русский аванпост в Петерсвальде (Большая Поляна). Командовал тамошним отрядом генерал-майор Николай Корф, а вот сколько у него было сил - тайна сия велика есмь. Руководивший авангардом Платов рапортовал о всего двух батальонах егерей (видимо, имея в виду только 7-й егерский полк, шефом которого был Корф), Ермолов пишет - четыре полка, Леттоф-Форбек в одном месте - один полк, а в другом - пять. «Видимо, скорее всего что» речь шла о 4-м, 7-м, 21-м и 26-м егерских полках, однако из-за большой недостачи людей в батальонах, всего по 150 человек, в наличии имелось около 1 500 человек. Ночью 25 февраля 1807 года они прибыли в Петерсвальде, сильно уставшие, и Корф приказал отдыхать.
Отто фон Кнорринг
Несмотря на якобы выставленные караулы, около 4:00 французы внезапно напали на село - егеря выбегали неодетыми и бегали по улицам, сопровождаемые криками командира 25-го егерского полка подполковника Анонимуса Маркова: «Спасайтесь, ребяты!» Едва одевшись, Корф вышел на крыльцо и был там взят в плен. Егеря сдрапнули, будучи преследуемы французами, которые отошли и очистили Петерсвальде только тогда, когда появился с кавалерией генерал-майор Петр Пален. Платов указал потерянными 45 убитых и 159 раненых. Пленные Корф, его адъютант и «многие офицеры, так и не успевшие одеться» почему-то не подсчитаны. Ермолов намекает, что генерал был захвачен, когда у него «язык не обращался», то бишь в жопу пьяным. Зато перед Аполионом, к которому его привели, Корф запел вороною, рассказав, что при Эйлау убили и ранили не менее 20 генералов и 900 офицеров и «император [Александр] не знает, что он более не имеет армии». О своих потерях при Петерсвальде французы скромно умолчали, признав лишь ранение трех офицеров.
26 февраля прусский генерал-майор Франц Хайнрих Христиан фон Плёц занял с отрядом Баунсберг (Бранево) - пехотный полк Руитса (два батальона), пехотные батальоны фон Плёца и Бессера, гренадерский батальон Брауна, половина фузилерного батальона, Калужский мушкетерский полк, драгунский фон Эзебека, кирасирский фон Вагенфельда и гусарский фон Приттвица полки (по пять эскадронов) - всего 8,5 батальонов, 15 эскадронов, восемь прусских конных и 15 русских орудий. Охрану снова не усилили, ибо «врага не ждали». Прознав про сие, Аполион лично приказал Бернадоту отбить Браунсберг, почто была послана дивизия Дюпона. Командир 1-й бригады БГ Андре Адриан Жозеф де Ля Брюйер купно с 9-м легким и 5-м конноегерским полками атаковал левый фланг пруссаков у Цагерна и заставил отойти к Браунсбергу.
Алексей Горчаков
Плёц решил, что имеет дело с небольшим отрядом врага, и вывел части из города, оставив там только один батальон полка Руитса. С драгунами и эскадроном кирасиров сам Плёц напал на Ля Брюйера. Однако в это время подошли еще три пехотных и два гусарских полка французов. 96-й линейный отбросил пруссаков в низину близ города. Плёц решил, что французов для него слишком много, «пора удирать - пора, брат, пора», и отдал приказ отходить. В суматохе во время прохода частей через мосты французы проникли в город и захватили один мост, вследствие чего союзникам пришлось идти по другому мосту под фланговым огнем. За городом бегство продолжалось, ибо генерал-майор Карл Кристиан Бургхард фон Эзебек со своими драгунами не остался прикрывать отход отряда, а слызнул. Заруба продолжалась еще «эннакое время», и «черные гусары» фон Приттвица спасли от позорного плена знамя Калужского мушкетерского полка.
У французов известны только офицерские потери - 15 убитых и раненых. Пруссаки и русские недосчитались 700 человек (четверть от участвовавших бою). Поражение в деле у Браунсберга «исчо нижее» уронило реноме прусских войск в глазах русских и способствовало «эскалации межнациональной конфликтности». Получив аж два чувствительных удара на аванпостах, Беннигсен подвинул части ближе к линии фронта - 28 февраля центр авангарда занял Ноймаркт (Нове-Място-Любавске), правый фланг - Лангенвизе (СлабОво), Голицин с главными силами кавалерии - Фрауэндорф. Во втором эшелоне 5-я дивизия составила правый фланг в Лихтенау (Лехово), 7-я - в Эшенау. В центре 8-я дивизия стала в Страбункене, 2-я дивизия на левом фланге - в Гроссендорфе. В третьем эшелоне между Петерсгарденом и Сислаком встали 3-я и 4-я дивизии. 14-я дивизия составляла резерв в Гросс-Пестене. 2 марта армия выдвинулась к Лаунау, штаб-квартира расположилась в Хайльсберге (Лидзбарк-Варминьски).
Федор Уваров
Тем временем Толстой с 6-й дивизией (8 000 человек) занял Бишофштайн и налазил связь с корпусом Эссена 1-го на Нареве. Командовавший его авангардом генерал-майор Отто Вильхельм фон Кнорринг возле Алленштайна напал на французский конвой, взял 50 в плен 50 человек и освободил 200 русских пленных. 4 марта армия расположилась на зимние квартиры вокруг Хайльсберга, главная квартира разместилась в Бартенштайне. 5-я и 8-я дивизии составили правое крыло под командой Тучкова, 3-я дивизия Остен-Сакена - центр, 2-я и 14-я дивизии - левый фланг под командой генерал-лейтенанта Алексея Горчакова, 4-я и 7-я дивизии под началом Дохтурова и 6-я дивизия и три полка из корпуса Эссена 1-го под руководством Толстого составили резерв. Кавалерию разделили на два крыла - правое под началом генерал-лейтенанта Федора Уварова и левое под командою Голицына. На крайнем правом фланге, близ Браунсберга, встал Лесток.